Благовещенская просфора

25 марта / 7 апреля Специальный храмовый хлеб (просфора), который выпекали специально на Благовещение и которому приписывали особые магические свойства. 

__________

Благовещенская просфора

Благовещенская просфора — просфора, считавшаяся в народе священной и обладающей магическими свойствами, получаемая крестьянами в церкви или выпекаемая хозяйками дома на Благовещение. 


Ни в один из праздников в церквях не раздавалось столько просфор, сколько на Благовещение. В Тульской губ. священник накануне праздника собирал с прихожан муку, овес или гречу, кто сколько даст, в качестве платы за просфору. В Пензенской губ. причт за несколько дней до праздника обходил деревни прихода с так называемой "постной молитвой" — молебном. При этом крестьяне жертвовали на церковь деньги и ржаную муку. На собранную сумму на базаре покупалась пшеничная мука первого сорта — "конфетная". Из муки пекли благовещенские просфоры: пшеничные в церкви после благовещенской обедни подавались за проскомидию — "о здравии", а ржаные, освященные священником, причетник раздавал присутствовавшим в храме, по одной на каждую крестьянскую семью. 

В южнорусских губерниях просфоры пекли из "мирской муки", собранной со всех крестьянских дворов и хранившейся на случай неурожая в общественных амбарах — "магазинах" или "магазеях". 

В крестьянском домашнем быту (вологодск.) выпекались "хлебцы" из кислого ржаного теста, которым старались также придать форму просфоры, часто они носили такое же название и им приписывалась такая же чудодейственная сила в обеспечении будущего урожая, личного и семейного благополучия, как и испеченным и освященным в церкви. В Пензенской губ. хозяйка — "старшая", в отличие от остальных домочадцев, отправлявшихся с первым ударом колокола в церковь, оставалась дома, чтобы, пока идет служба, приготовить праздничное угощение, в том числе испечь пироги — "кулебяшки" — внешне напоминавшие просфоры и занимавшие почетное место на праздничном столе. В Калужской губ. в старину на Благовещение хозяйки пекли просфору с прикрепленными к ней птичками из теста, ее хранили до засева яровых. В Тульской губ. в одну из домашних просфор запекали копейку, тот, кому она доставалась, считался счастливым и удачливым, мог начинать сев и другие работы. Принесенную из церкви или испеченную самостоятельно просфору хранили на божнице или присыпали ее зерном в закромах. Во Владимирской губ. перед севом огородных культур ее клали в воду вместе с проращиваемыми семенами. Во многих местах во время сева ее, предварительно измельчив, добавляли к семенам, с которыми шли засевать, а затем разбрасывали вместе с ними по полю (при этом в Тульской губ. в семена крошили или просфору, полученную от священника, или ту, в которой была запечена копейка). В Новгородской губ. просфору брали в церкви специально для того человека в семье, которому предстояло засевать. Он съедал ее перед тем, как бросить первую горсть на пашню. В Рязанской губ. крошить в семена было принято заздравную благовещенскую просфору (ту, которую получали в церкви в ответ на заказ моления о здравии), а съедали — просфору заупокойную. В Пензенской губ. глава семьи — "старшой", отправляясь сеять, после общесемейной молитвы перед иконами делил благовещенскую просфору между домашними, а часть брал с собой в поле. Перед началом сева он молился Богородице и съедал свою часть просфоры, а оставшиеся после этого крошки зарывал в землю. Чтобы обеспечить надежный урожай и оградить поле от вредителей, в некоторых местах благовещенскую просфору привязывали к севалке или к концу полотенца, которое удерживало ее на шее сеятеля. Чтобы обезопасить рабочий скот и обеспечить успех во время полевых работ, раскрошенную просфору добавляли в его корм. В Тамбовской губ. просфору смешивали с медом и прикармливали им пчел. Иногда ее сохраняли до начала жатвы и клали под первый сноп, который располагали в основании скирды, или в амбарный сусек, чтобы мыши не ели зерна. Также в течение года ее могли использовать как лекарство при лечении от лихорадки.