Богослужение Великого четверга

Чистый четверг 

В этот день богослужение в церкви включало обряды мироосвящения, крестный ход и всенощную. 

__________

Богослужения Великого четверга

Богослужения Великого четверга — утреня, литургия и всенощная четверга Страстной недели (См. Чистый Четверг), которые пронизывает воспоминание о событиях дня, предшествовавшего страданиям и распятию Иисуса Христа. Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой был установлен обряд евхаристии — причащения, омовение Христом ног ученикам, заветы Спасителя, оставленные ученикам, его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. 

Утреня являлась одним из важных моментов в церковном богослужении этого дня, но крестьяне на данную службу ходили редко. По времени она совпадала с различными ритуалами и магическими действиями Чистого четверга. Отличительной особенностью четверговой утрени является пение после шестопсалмия, шести избранных псалмов, располагающих верующих к молитвенной беседе со Спасителем, тропаря: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злоречивый, сребролюбивием недуговах, омрачашеся и беззаконным судиям, Тебе, праведного Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удаление употребивша, бежи убо несытыся души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благих, Господи, слава Тебе" (Бухарев И. 1991. С.142). 

В дореволюционной России через каждые два-три года в центральном патриаршем соборе в Москве в Великий четверг (Чистый четверг) после утрени совершался ритуал мироосвящения. 

Это миро затем использовалось в течение года при совершении таинства миропомазания, о котором церковь говорит: "Дар благодати духа обозначается через образ елея". До XV в. миро на Русь привозили из Греции, после установления патриаршества его стали изготавливать в Москве. При царе Алексее Михайловиче в его состав входили около 40 составляющих, среди которых "янтарь добрый, корица, перетрунь, корень азар, ладан росный, мед дивий, непряный корень, розовая водка, смирна и кассия". В начале XVIII в. количество составных частей могло достигать 68, но тогда же в практику православной церкви был введен чин (порядок службы) "Сочинения и священия мира...", по которому ритуал проводится и по сей день, при этом с конца XIX в. для составления мира используется только 30 частей. 

В XVIII — начале XX в. все необходимое для ритуала начинали запасать с Крестопоклонной недели Великого Поста. Начинали варить миро в Мироваренной палате в специальных серебряных сосудах с Великого понедельника (см. Страстная неделя), при этом на почетное место устанавливали священный сосуд — алавастр, покрытый перламутровой чешуей. По преданию, в нем из Константинополя на Русь доставили первое миро. В память об этом преждеосвященное миро хранится в нем в неприкосновенности, т.к. по канону оно никогда не должно иссякнуть на русской земле. Перед варкой все сосуды освящались архиереем, кропились святой водой, небольшая часть которой затем вливалась в каждый сосуд, перед смешением в нем елея и вина. Огонь под котлом зажигал сам архиерей. В Великий вторник в котлы доливали испарившееся вино, а в среду добавляли все остальные вещества кроме ароматов и вечером этого дня мироварение заканчивалось. Когда миро остывало, в него добавляли благовонные масла, разливали по кувшинам, которые запечатывали и ставили на лавки. 

В Великий четверг (Чистый четверг) между утреней и литургией под колокольный звон от Успенского собора в Мироваренную палату отправлялся крестный ход во главе с архиереем в полном облачении. Забрав все сосуды с миром, крестный ход возвращался в Успенский собор, где во время литургии происходил чин освящения мира, в которое вливали несколько капель из алавастра, а сам священный сосуд дополняли новоосвященным миром, чтобы не иссяк священный источник. 

В XVII в. освящение мира происходило на утрене Великого четверга (Чистый четверг) около 9 часов утра. Посредине Успенского собора устанавливали мраморный стол, обтянутый золотой парчой. По четырем углам стола ставили подсвечники, а в его центре — сосуд с елеем — миром, справа от которого клали евангелие, а слева ставили серебряные чаши с вином и пшеницей, при этом к чаше с пшеницей были прикреплены семь свечей и семь веток, обернутых в бумагу. После произнесение надлежащих молитв патриарх брал одну из ветвей, осенял ею крестообразно сосуд с елеем, зажигал ее от свечи, свечу тушил в елее, а горящую ветку прикреплял обратно к чаше с пшеницей. С оставшимися ветвями и свечами аналогичные действия проделывали помогавшие при службе архиереи. Когда все ветви были зажжены, патриарх подходил к сосуду с миром и перемешивал его большой серебряной ложкой, опуская ее до самого дна, чтобы и туда могло проникнуть благословение. Затем миро разливалось по сосудам, которые благословлялись и запечатывались, и начиналось миропомазание всех присутствующих по нисходящей социальной лестницы, с царя и до обычного прихожанина. Затем священнослужители и патриарх удалялись в алтарь, где совершалось омовение престола, который натирали губкой, пропитанной новоосвященным миром. 

Вслед за утреней в Великий четверг (см. Чистый четверг) служится литургия св. Василия Великого, отличающаяся большей продолжительностью, длинной молитв и протяжностью песнопений. Кроме этого дня она проводится также в день памяти святого — в Новый год, в рождественский и в крещенский сочельники, в пять воскресений Великого Поста (кроме вербного) и в Великую субботу. На четверговой литургии читается Евангелие о всех событиях того дня. В ходе ее принимают причастие исповедовавшиеся вечером в Великую среду и утором четверга. 

В XVII в. под конец литургии в память об омовении Христом ног своим ученикам во всех кафедральных соборах совершался обряд омовения ног архиереем. В Успенском соборе московского кремля на по левую сторону амвона устанавливали скамью, покрытую ковром, для 12 "апостолов" — архиереев и архимандритов, а в центре собора на возвышении — кресло для патриарха. Сначала из алтаря через царские врата выходил патриарх, перед которым диакон нес Евангелие, водружаемое на аналой посреди храма, за патриархом два диакона несли серебряную лохань и "рукомой" — сосуд для умывания. Пройдя на середину храма, патриарх садился в кресло. Прежде всех "апостолов" из алтаря выходил архиерей, представлявший Иуду, и занимал место с края лавки. После этого под чтение 50 покаянного псалма протодиакон с ризничим выводили попарно остальных архиереев и архимандритов, которые поклонившись царю и патриарху усаживались на предназначенные им места, последним выходил "Петр". После некоторых молитв протодиакон начинал читать Евангелие об омовении Иисусом Христом ног своим ученикам. Следуя за повествованием, патриарх вставал с кресла, разоблачался, опоясывался лентием, затыкал за пояс запон. Начиная омовение, патриарх преклонял правое колено, затем трижды с руки лил воду на ногу и, следуя тексту, отирал ее лентием, которым был опоясан, целовал и благословлял архиерея. В ответ архиереи целовали руку и митру патриарха. После омовения одиннадцати патриарх подходил к старшему митрополиту, изображавшему Петра. Цитируя Евангелие, "Петр" не желал, чтобы Христос мыл ему ноги, "Господь" его вразумлял, настаивая на своем. Закончив омовение, патриарх возвращался на свое место, читал из Евангелия христовы наставления ученикам, а в завершении ритуала читал молитву над водой, и "чин умовения" заканчивался кроплением храма и всех присутствовавших в нем. 

Вечером в Чистый четверг начинается всенощная, состоящая из четверговой вечери, пятничной утрени и так называемого первого часа. Во время всенощной читаются "12 Евангелий", т.е. двенадцать отрывков из четырех Евангелий, посвященных страстям, смерти и погребению Иисуса Христа. Их число соотнесено с двенадцатью часами, проведенными Христом в страданиях на суде у Каиафы и в темнице. Начало чтения каждого отрывка возвещается колокольным звоном. Во время стояния верующие держат в руках зажженные свечи, которые по окончанию службы считают священными и стараются донести горящими до дома (см. Четверговая свеча). Стояние во время чтения 12 Евангелий в народе считалось особенно ответственным моментом, в который нельзя было дремать или слушать невнимательно, чтобы отметить, какое количество отрывков прочтено, при звуках колокола на четверговую свечу налепливали шарики из воска.