Рукопашные состязания без применения оружия одной или нескольких пар мужчин. Устраивались на различные весеннее- летние или престольные праздники, а также после уборки зерновых культур. Победитель был почитаем в деревне, а сама борьба имела ритуально - магический смысл.

__________

Борьба

Борьба - рукопашное состязание двух бойцов без применения оружия, развлечение мужчин на праздниках. 

Русские люди знали четыре вида борьбы, включавшие в себя девять разновидностей. Каждый ее вид имел свой определенный набор приемов, разрешенных правилами игры. Борьба должна была заканчиваться укладыванием на землю одного из противников. Самой популярной и широко распространенной была борьба, называвшаяся " в схватку" / "в охапки", "в обхват", "накрест"/, иногда ее называли русской борьбой. Каждый борец укладывал одну руку над плечом противника, другую - под плечом, соединяя их на спине соперника. В былине это описывается так: "а схватилиси удалы все в охабочку, а по-мужицки они по-деревенски же" (Горбунов Б.В. 1989. С. 96). 

В этой борьбе побеждал обычно мужчина, обладавший большей физической силой. 

Вторым по распространенности и популярности видом борьбы была борьба "об одной ручке" ("в одноручку", "на одну руку", "за вороток", "наперекосок", "на носок"). Соревновавшиеся брали одной рукой друг друга за одежду и старались сбросить противника на землю пользуясь приемом: "бросок с носка". Третий вид, получивший название "борьба на вольную" / "не в схватку", "на щипок", "за руки"/, позволял борцам произвольно охватывать тело и одежду друг друга, но для победы противника надо не просто сбросить на землю, а положить его на спину и удержать его в этой позе пока не признается побежденным. Четвертый вид борьбы "борьба на поясах" / "на кушаках", "за ремни", "за пояски"/ заключался в том, что соперники обхватывали друг друга крест -на - крест, захватив на спине пояс противника. 

Состязания борцов приурочивались, обычно, к весенне-летним праздникам. Они устраивались на пасхальной неделе, на Радуницу, Красную горку, Семик, Троицу. Кроме того в некоторых деревнях состязания мужчин в борьбе проводились в престольные праздники, во время братчин, а также после уборки зерновых хлебов. Каждое состязание такого рода проходило при большом количестве зрителей, поощрявших криками борцов. На площадке для борьбы могли состязаться друг с другом несколько пар или только одна пара. Победившие борцы вступали в состязание друг с другом, пока не оставался один боец - победитель, принимавший почет и уважение всей деревни. 

Борьба, как и другие виды состязаний мужчин, такие, например, как кулачные бои, бои на палках, давали возможность молодому парню, женатому мужчине показать свои, с точки зрения крестьян, важные достоинства: физическую силу, ловкость, смелость, умение достойно принять поражение от более сильного соперника. Такой показ и следовавшее за ним одобрение деревенского сообщества были важны для самоутверждения человека, для воспитания в нем чувства собственного достоинства и уважительного отношения к проигравшему в битве. Кроме того борьба изменяла эмоциональный настрой мужчин, создавала радостное ощущение, снимала внутреннее напряжение вызванное монотонностью буден, бесконечной работой. 

В глубокой древности борьба для русских людей имела военно-прикладное значение. В летописных преданиях Х - Х1У вв. рассказывалось, например, о том, что исход вооруженных конфликтов часто решался схваткой без оружия рукопашным боем. В былинах, восхвалявших доблести русских богатырей, зачастую, битвы богатырей, начатые холодным оружием, сменяются борьбой. 

Кроме того принято считать, что рукопашные состязания на народных праздниках имели определенный ритуально-магический смысл. Одни исследователи считали, что состязания борцов на весенних праздниках символизировали борьбу зимы и лета, другие рассматривали их как магический обряд повышения производительной силы природы, третьи магический способ уничтожения отжившего старого, рождения нового.