ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (Юрьев день, Егорий Вешний)

6.05.2017

       Народное название праздника православной церкви в честь христианского великомученика Георгия, которого по велению гонителя христиан императора-язычника Диоклетиана подвергли жесточайшим пыткам и отсекли  голову (около 303 г.). Один из наиболее почитаемых христианских святых, великомученик Георгий (Георгий Победоносец, Егорий Храбрый), стал  героем многих народных сказаний и духовных стихов. Он считался одним из главных заступников христианской веры на Руси.

          В народном сознании одновременно жили два образа святого Георгия: бесстрашный воин, чудесно победивший чудовище – «огненного змея», и хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, открывающий весенние земледельческие и скотоводческие работы, распорядитель диких зверей и покровитель охотников.  Ко дню его памяти обычно  наступало стойкое весеннее тепло, когда «Егорий отмыкал землю и выпускал на белый свет росу». По народному поверью, кто покатается по юрьевой росе, обретает силу и здоровье; знахарки собирали эту росу впрок и хранили как лекарство «от семи недугов».

            К Егорьеву дню  приурочивали позднюю пахоту  или сев. В местах, где уже появлялись первые озимые всходы, на полях совершали крестные ходы и молебны, крестьяне с иконами и вербами в руках обходили пашню и зажигали свечи перед образами. В то же время ещё в XIX веке местами сохранялся древний магический приём – катание раздетых женщин по засеянному полю, чтобы хлеб лучше родился.

           Святого Георгия повсеместно почитали как покровителя домашнего скота и, прежде всего, лошадей.  Этот день  считался пастушьим праздником, хозяева угощали и одаривали пастухов и погонщиков, от которых зависел успех пастьбы,  сохранность стада и летние надои.

          В  Егорьев день первый раз выгоняли скот на пастбище. С этим важным для крестьянина моментом было связано множество охранительных ритуалов и поверий. В местах с более суровым климатом, где к Егорию на выгонах из-под снега ещё не появлялась трава, скот всё равно выгоняли во двор и, если не весь праздничный день, то хотя бы недолго держали на воздухе. Перед выгоном стада  хозяева производили «обход» (или «отпуск») животных с молитвами, заклинаниями и магическими предметами в руках – ножом, топором, тканым поясом, кочергой и т.д. У карел домашний «обход» совершали дети с хлебом, солью, варёными яйцами. Повсеместно хозяйки выгоняли скот со двора вербой, освящённой в Вербное воскресение, на лбах животных чертили кресты, а себе на руку надевали рукавицу, чтобы болезнь не приставала к скотине.  В этот день выпекали специальное печенье  «лошадок», «коровок», «козуль» и скармливали домашним животным. Существовал обычай при первом выгоне перед воротами рассыпать муравьёв: «Как мураши собираются, так и скотина соберётся и не пропадёт».

       Затем  с иконой и молитвами «обход» стада совершали пастухи, и в то же время  они не забывали заключить договор с лешим,  в котором определялись границы пастьбы и  запреты, налагавшиеся на пастуха, в том числе поведенческие: не стричься, не бриться,  не пить спиртного, не собирать грибы  и  ряд других. Пастухи договаривались с лешим, какое число голов домашнего скота хозяин леса заберёт себе в течение сезона. Например, у карел считалось нормой каждое лето отдавать медведю  одну «завещанную» корову, чтобы уберечь остальное стадо. Крестьяне верили, что без  ритуала «обхода» коровы не будут слушаться пастуха и не уберегутся от дикого зверя и нечистой силы. 

              В Егорьев день  в деревнях проходили народные гулянья, водили хороводы, ходили  в гости к соседям и родственникам. Накануне варили «канунное» пиво, сусло для которого сначала ставили перед иконой святого Георгия.