Экспозиция «Народы Южного Кавказа. Конец XIX — начало XX вв.»

Новая постоянная экспозиция "Народы Южного Кавказа Конец XIX — начало XX вв." является частью комплекса "Народы Кавказа", работа над которым продолжается в настоящее время. Художественное оформление экспозиции "Народы Южного Кавказа" позволило создать представление о регионе, лежащем к югу от Главного Кавказского хребта, и восстановить архитектурный облик залов музея, спроектированный в начале ХХ в. Движение по экспозиции представлено как путь, последовательно открывающий посетителю разные культурные ландшафты — улочку города, сельскую усадьбу, подворье монастыря, загородное застолье на природе и др. Тема пути поддерживается расположенным в верхней части стен фризом, составленным из исторических фотографий. Правая сторона залов в основном отведена показу мужской деятельности, левая — женским занятиям. 

По общему замыслу существующие сцены и вещевые комплексы образуют т.н. экспозицию регионального типа, в которой отражены как общие компоненты культуры всего Южного Кавказа, так и материалы по этнографии отдельных народов региона. Экспозицию открывает раздел, отражающий хозяйственно-культурную адаптацию населения региона. Он содержит следующие тематические блоки: "Этническая территория и расселение", "Хозяйство: земледелие, скотоводство, виноградарство, приготовление пищи и хозяйственная утварь, обработка шерсти", "Поселения". Представленные орудия труда и костюмы разных этносов региона отражают специфику жизнедеятельности в разных ландшафтных зонах Южного Кавказа. О поселениях и жилище можно судить по подлинным фотографиям и архитектурным макетам. Введением в экспозицию служит также раздел, посвященный быту южнокавказского города: условная сцена представляет лавку-мастерскую тифлисского ювелира. 

Ядром экспозиции являются разделы, раскрывающие этническую культуру грузин, армян и азербайджанцев. Рядом с ними экспонируется комплекс обстановки абхазской кузницы-святилища. Мониторы в каждом разделе предлагают вниманию посетителя справочную историко-этнографическую информацию, фотоматериалы, представляющие виды местности и вариации народного костюма, предметы декоративно-прикладного искусства и вещевые комплексы. 

Характеристика религиозных традиций народов Южного Кавказа подается уже во вводной части к разделам и рассматривается как основа их мировоззрения, идентичности и многих черт культурного своеобразия народов Южного Кавказа. 

В разделе "Армяне" приведены краткие сведения об истории, основных догматах и практиках Армянской Апостольской Церкви, на протяжении многих веков игравшей особую роль в сохранении этноса в иноконфессиональном и иноэтничном окружении. Эту идею призваны отразить атрибуты официальной церковной практики, внецерковные религиозно-бытовые предметы, а также памятный крест-камень хачкар, объединяющий официально-церковный и традиционно-бытовой аспекты армянской культуры. В рамках темы "Жилище" экспонируется сакральный комплекс, основу которого составляет такой многозначный элемент христианской культуры, как кодекс, содержащий Св. Писание. 

В разделе "Грузины" в данной теме выделены два аспекта: с одной стороны, раннее принятие в Грузии православия и крупная роль автокефальной грузинской православной церкви в духовной консолидации народа, а с другой — подчеркнут синтез православной ортопраксии с локальными религиозными культами. Последние характеризуют предметы, связанные с культом св. Георгия, молитвенные и жертвенные святыни, а также предметы из горского святилища. 

В подразделе "Азербайджанцы" отмечена роль мусульманства на Южном Кавказе и показана специфика шиизма, заключающаяся в бытовании праздника-мистерии Ашура (в честь шиитских святых Али и Хусейна), большей, чем в суннизме, материализации культовых символов, особой роли амулетов и гадательных предметов. 

Занятия мужчин представлены комплексами художественно-производственной деятельности армян в таких специальностях как камнеобработка, кузнечество, медничество, набойный промысел, ювелирное дело, изготовление музыкальных инструментов. Сцена "В чайной" подраздела "Азербайджанцы" показывает элитарную субкультуру зажиточного мужского населения восточного города. Для мужской социализации грузин подчеркнута важность темы оружия и личной военной доблести грузинских горцев. 

Женская субкультура Южного Кавказа в подразделе "Армяне" представлена женскими фигурами: "девица", "старшая хозяйка", "невестка", помещенных в контекст жилища и домашнего пространства. В подразделе "Азербайджанцы", представлен один из обрядов свадебного цикла — "Прощание невесты с родительским домом". 

По возможности на экспозиции отражены этнические группы. Наиболее ярко это представлено в подразделе "Грузины", подчеркивая особую сложность этого этноса. 

Завершением экспозиции является тема единства фольклорно-музыкальной культуры народов Южного Кавказа.