Экспозиция «Русский традиционный костюм»

27 декабря 2008 г. открылась для посетителей постоянная экспозиция "Русский традиционный костюм". На ней представлены 32 женских, мужских и детских костюма, а также отдельные предметы одежды и украшения, датируемые ХIХ — началом ХХ в.

__________

Экспозиция «Русский традиционный костюм»Пятый зал экспозиции "Русские ХIХ — начало ХХ вв." посвящён традиционному костюму. На экспозиции демонстрируются в основном костюмы крестьян и небогатых горожан ХIХ — начала ХХ вв. 

Одежду шили из льняных, конопляных и шерстяных тканей домашнего изготовления, а также из фабричных тканей: штофного шелка, муара, бархата, парчи, полупарчи, кашемира, сатина, ситца. Традиционный русский костюм отличался красотой и благородством форм, соответствовал этическим воззрениям русского народа и его представлениям о женской и мужской красоте. 

Крестьянский костюм ХIХ — начала ХХ вв. был разнообразен, имел большое количество типов и вариантов. Особенным многообразием отличался женский костюм. Исследователями обычно выделяются четыре его комплекса: комплекс одежды с сарафаном, комплекс одежды с понёвой, комплекс одежды с шерстяной юбкой и комплекс с кубильком. 

Одежда с сарафаном включала в себя рубаху, сарафан, нагрудную одежду /нарукавники, душегрейку, шугай/, кокошник для женщин, венец - для девушек, кожаную или лыковую обувь. Кроме северных и центральных губерний Европейской России она бытовала на средней и нижней Волге, в Приуралье, Сибири и на Алтае. 

Комплекс одежды с понёвой состоял из рубахи, понёвы, нагрудника / навершник, шушун, касталан/, сороки для женщин, повязки для девушек, кожаной или лыковой обуви. Он был распространен во многих губерниях, расположенных к югу от Москвы. Эти два костюмных комплекса отличались количеством предметов, составлявших костюм, манерой ношения одежды, ее цветовой гаммой, характером украшений, особенностями орнамента, деталями покроя. 

Костюм с шерстяной юбкой, включающий в себя также рубаху с отложным воротником, жилетку, пояс и кокошник, был известен в некоторых селах южной России (Тульская, Курская, Орловская и Воронежская губернии) у потомков служилого населения, присланного в ХVI-ХVII вв. с западных земель для защиты границ Русского государства от степных кочевых народов. 

Комплекс одежды с кубильком — платьем в талию, под которое надевали рубаху с широкими рукавами, головным убором в виде колпака, закреплявшегося на прическе, и длинной тонкой вуалью был распространен у казачек низовий Дона и Терека. 

Праздничный костюм девушек и молодых женщин богато украшали вышивкой, полосами узорного тканья, кружевом, лентами, тесьмой, блестками, битью и канителью. Необходимым дополнением к костюму был также набор украшений, включавший в себя серьги, кольца, ожерелья, металлические цепи в северорусском костюме и гайтаны — длинные нагрудные украшения из бисера — в южнорусском. 

Характерной чертой мужского костюма было его сравнительное единообразие на всей территории расселения русского народа. Региональные или местные отличия в нем были незначительны и проявлялись в расположении орнамента на рубахе, его цветовой гамме, в технике плетения пояса и форме головного убора. Он состоял из рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником (или без него), имевшей застежку на левой стороне груди. Рубаху обычно выпускали поверх нешироких штанов и подпоясывали. Дополняли костюм шапка, валянная из овечьей шерсти, кожаные сапоги или лыковые лапти. 

Верхняя одежда женщин и мужчин состояла зимой из шубы, сшитой мехом внутрь, меховой шапки, дополнявшейся у женщин платком. Летом носили суконные кафтаны, зипуны, азямы, балахоны. 

Особенностью русского традиционного костюма было то, что он разделял людей по возрасту, семейному положению, социальному статусу. Костюм позволял легко отличить богатого от бедного, непросватанную девушку от невесты, старой девы или замужней женщины, парня от женатого мужчины, бобыля от семейного человека, вдову от солдатки, пастуха от мельника, мельника от гончара, гончара от кузнеца и т.п. Кроме того, костюм всегда соответствовал конкретной ситуации или определенному событию в жизни людей. Одежда, надевавшаяся дома в будни, отличалась от одежды, в которой отправлялись на жатву, сенокос, пахоту или сев. Воскресный костюм был иным, чем костюм, надеваемый на Пасху или Рождество; на время похорон или траура полагался специальный "печальный" костюм; жених и невеста стояли в церкви у аналоя в венчальных костюмах. 

Одежда была атрибутом многих обрядов. Особенно большую семантическую нагрузку несли такие древние по своему происхождению предметы одежды как рубаха, понева, головной убор.

На рубеже ХVII—ХVIII вв. верхние слои русского общества стали переходить на ношение одежды общеевропейского типа. Это произошло в связи с изменениями в экономической, социальной и политической сфере жизни России и указами Петра Первого от 1700 и 1701 гг., запрещавшим ношение национального платья дворянам, купцам, чиновникам и ремесленникам городов. Традиционный костюм, прошедший длительный путь развития стал в основном одеждой крестьян. В больших селах, расположенных в окрестностях губернских и уездных городов, в ремесленных слободах, казачьих станицах традиционная одежда была заменена одеждой европейского типа уже на рубеже XIX—XX вв. В более отдаленных местностях, в Сибири, в южных районах Европейской России она сохранялась еще в 1930-х годах. В старообрядческих сёлах Сибири традиционный костюм можно было видеть на людях ещё в 1950-х годах.

Костюм замужней крестьянки. Калужская губ. Вторая половина XIX в.
Костюм замужней крестьянки. Воронежская губ. Первая четверть ХХ в.
Костюм замужней казачки. Область Уральского казачьего войска. Вторая половина XIX в.
Костюмы просватанных девушек и предметы приданого. Олонецкая и Вологодская губ. Середина – вторая половина XIX в
Одежда детей. Тульская и Вологодская губ. Начало ХХ в.
Зимняя одежда крестьянина. Начало XX века.