Евдокия Плющиха

1/14 марта 

День памяти святой преподобной мученицы Евдокии. По народному поверью, она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод. Считался "бабьим" праздником. 

__________

Евдокия-Плющиха

Евдокия-Плющиха (Авдокеи, Авдотья Каплюжница, Авдотья Подмочи порог, Авдотья Замочи подол, Авдотья Свистунья, Авдотья Весновка) — народное название дня 1/14 марта, по православному церковному календарю — день памяти святой преподобномученицы Евдокии. Евдокия родилась во 2 в. в городе Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Она долгое время вела греховную жизнь, но под влиянием встречи со старцем Германом и бесед с ним о Боге и святых местах Евдокия приняла крещение, раздала свое имущество бедным и ушла в монастырь. Благодаря подвижнической жизни, она получила от Бога дар воскрешения. Ее молитвы воскресили язычника Филострата и сына императора Аврелиана. Во время жестокого гонения на христиан, доставленная на мучения к правителю Диогену, святая Евдокия воскресила внезапно умершую жену военачальника Диодора. Все бывшие свидетелями этого чуда, в том числе и Диоген и Диодор, уверовали во Христа. Святая вернулась в свой монастырь, но позже, через много лет 1 марта по приказу нового правителя  была обезглавлена. 

До 15 в. церковь отмечала 1 марта начало нового года. Обычай этот пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому что в этот день, по преданию, Бог сотворил мир, а во-вторых, — вследствии "округления чисел" Пасхи. Так же, как Рождество — 25 декабря — являясь точкой отсчета новой христианской эры, было "округлено" церковью до 1 января, как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, также и переходящие числа Пасхи, были "округлены" до 1 марта (Никольский К. 1885. С. 98). 

В старину Евдокию в народе называли "Весенницей"/"Весновкой", так как считали, что она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод, которые по желанию выпускала на землю раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись и в день ее памяти не работали. К 19 в. день Евдокии утерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмеченным ни торжественной службой, ни запретом на работу. Во многих местах его считали "бабьим праздником", в который женщины-хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством святой. 

И все же в крестьянском хозяйстве сохранялось порубежное значение праздника. Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили: "Пришли Евдокеи, мужику (старику) затеи: соху точить, борону чинить". В этот день также заканчивались сроки зимних наймов на работу, и начинались наймы весенние, договаривались "с Евдокии до Егория", "с Евдокии до Петрова дня". Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день "все подземные ключи закипают" и способствуют работе. 

Повсеместно праздник был известен под названием "Евдокия-Плющиха" потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. 

Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника как "Евдокия Каплюжница", "Подмочи порог / замочи подол". Подмечая эти явления, крестьяне говорили: "Евдокия весну снаряжает". Чтобы приблизить наступление весны, кое-где в этот день женщины и дети начинали кликать весну (см. Кликание весны). Например, в Смоленской губ. они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички. В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи, "чтобы весна была теплой". А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку. 

День 1 марта предвещал, какой будет приближающаяся весна. "Евдокия красна — и весна красна". Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше. И наоборот, если "у Евдокии вода", то "у Егория теплого трава". "Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся". "Ни в марте воды, ни в апреле травы". О времени наступления и о характере весны судили также по направлению ветра: "Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль прейдет и весна". По погоде этого дня предсказывали и погоду на лето: "Если Евдокия с дождем, то быть лету мокрому", "На Плющиху погоже — все лето погоже". Вообще ясная, хорошая погода в этот день предвещала хороший урожай. 

Некоторые хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде. В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.