Гадание об урожае

24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января 

Одна из главных тем гаданий во время Святок и на Рождество (наряду с гаданиями о судьбе). 

__________

Гадание об урожае

Гадания об урожае - реализуют одну из основных тем гаданий в традиционной культуре русских. В этнографических источниках 19-20 вв. количество и разнообразие гаданий об урожае составляют значительно меньший объем по сравнению с гаданиями о судьбе. Тем не менее, их значимость в культуре, основным занятием носителей которой было земледелие, - несомненна. 

Основные вопросы гаданий об урожае - хорошо ли уродится хлеб; какая из зерновых и огородных культур даст лучший урожай в новом году, и что, следовательно, нужно сеять больше; какие сроки для посева более удачны; кому из домочадцев следует начинать сев. 

Большее количество гаданий об урожае производилось во время Святок, начинающих новый цикл солнечного календаря. На Рождество во время трапезы из поставленного в красный угол снопа ржи вытаскивали соломинки и по колоску судили о будущем урожае. В великорусских областях, граничащих с белорусскими и украинскими, соломинки тянули из-под скатерти, так как здесь в сочельник было принято класть сено или солому на стол. 

Основные святочные гадания об урожае приходились на канун Нового года. Широко было распространено гадание, связанное с поиском зерна под столом наутро после новогодней трапезы: найденное зерно сулило урожай и богатство; в Вологодской губ. это гадание было приурочено к крещенскому сочельнику. 

В Пензенской губ. в канун Нового года специально пекли каравай, который на ночь оставляли у образов; наутро смотрели, увеличился или уменьшился вес хлеба: в первом случае ждали урожайного года и съедали каравай всей семьей; во втором - предполагали неурожай, а хлеб отдавали скоту, чтобы он не пострадал от голода во время бескормицы. 

Если в Святки крестьянина а основном волновал принципиальный вопрос: будет ли урожайным год, - то в весенний период он задавался более конкретными проблемами. Так, в Средокрестие, означающее середину Великого Поста и одновременно осмысляемое в народном сознании как один из календарных рубежей, связанный с приближением посевных работ, гадали на "лучшую руку", "счастливую руку", то есть о том, кому следует начинать сев, чтобы урожай был больше (см. Средокрестие). В Благовещение, непосредственно предшествующее периоду посева, крестьяне гадали о более удачном сроке для начала работы. Так, в Сибири в этот праздник взвешивали три первых яйца, снесенных молодой курицей; больший вес первого яйца указывал, что лучше для урожая сеять в "первый" посев (в конце апреля до 1 мая); если тяжелее второе яйцо, следует сеять с середины посевного времени (с Николы Вешнего - см. Николин день), а если третье самое тяжелое - начинать посев нужно в последние сроки, то есть с 15-20 мая. Аналогичное гадание у ангарцев было по толщине "максы" (молоки) у щуки первого лова. 

Последнее в году гадание об урожае проводилось в ночь на Ивана Купалу, в праздник, связанный с летним солнцеворотом, то есть завершающий половину года, в течение которой крестьянин делал все, чтобы обеспечить себе хороший урожай; теперь же все зависело только от самой природы. В Енисейской губ. это гадание состояло в том, что в ночь на Ивана Купалу намоченную тряпочку вешали во дворе, а утром смотрели: если тряпочка высохла, лето будет теплое и хлеб родится хорошо; а если она замерзнет, летом будет холодно и хлеб померзнет. Аналогичное гадание на Ангаре совершали и в ночь на Благовещение. 

Участниками гаданий на урожай в кругу семьи были все домочадцы, причем нередко главенствующая роль отводилась хозяину дома. Но о благополучии урожая могли гадать и всей общиной. Так, в Пензенской губ. общество выбирало 12 стариков (по числу месяцев в году), отличавшихся примерной жизнью; около полуночи накануне Нового года избранные шли к церкви и за церковной оградой около паперти ставили снопы разных зерновых культур и картофель. Наутро те же старики возвращались к церкви и примечали: на каком из снопов больше инея, того хлеба и надо сеять больше. 

Материал, используемый для гаданий на урожай, отличается однородностью как в пределах самого набора предметов (сноп-колос-зерно-хлеб), так и по сравнению с тем, что пытаются узнать (урожай). Предметный ряд "колос-зерно-хлеб" отражает этапы обработки урожая, постепенно превращающегося из явления природы (растение) в объект культуры (хлеб). Все эти предметы в традиционной культуре обретают символическое значение урожая и плодородия. То же можно сказать и о яйце и щучьей молоке(икре): использование их в гаданиях об урожае обусловлено тем, что в мифопоэтических представлениях они имеют то же значение, что и зерно; последнее - на уровне растительного кода, а яйцо и молока (икра) - на уровне животного кода. 

Зерно, колосья и хлеб являлись широко распространенным материалом и в гаданиях о судьбе; здесь они служили знаком достатка в будущей жизни или сулили девушке богатого, зажиточного жениха. Некоторые гадания об урожае и о судьбе были идентичны по форме: так, и в Пензенской, и в Нижегородской губерниях на Святках было принято выдергивать зубами колосья из копны. Качество колоска (полный или пустой, без зерен) указывало в одном гадании на будущий урожай или неурожай, в другом - на богатого или бедного жениха. Закономерность параллелизма символики зерна (колоса, хлеба) - урожай и богатство - достаточно прозрачна и еще раз указывает на взаимосвязь аграрных и семейных обрядов. 

Использовавшиеся в гаданиях на урожай предметы (зерно, найденное под столом; средокрестный печеный крест) берегли до первого сева как обладающие продуцирующей силой и клали в севалку с семенами или употребляли в качестве обрядовой пищи, когда начинали засевать поле. 

Гадания об урожае тесно связаны с приметами, основным объектом наблюдения которых является погода, влияющая на жизнь растений. Новогодние приметы (мороз, иней, снежный покров и т.п.) строились на основе многолетних наблюдений крестьянина над зависимостью урожая не только от лета, но и от зимней погоды. 

Тепло и холод, влажность и засуха - основные регуляторы плодородия земли; отсюда использование воды с учетом ее "поведения" в условиях тепла или холода в отмеченных выше гаданиях на Богоявление (см. Крещение Господне) и Ивана Купалу. 

Основной подательницей урожая, по мысли крестьянина, являлась земля, которой в мифопоэтических представлениях отведена роль источника всего живого; поэтому и в устном творчестве, и в обрядовой практике, и даже в быту ее называли Матерью-Сырой Землей. Такое отношение к земле естественно обусловливает обращение к ней в гадании об урожае: в Рождество после заутрени ходили на перекресток, чертили палкой или пальцем на земле крест и припадали к этому месту ухом, слушали: если послышится, что едут сани с грузом - будет урожай, если пустые - будет недород.