Гостеприимство у бурят

Гостеприимство у бурят - не только яркое проявление традиционных норм поведения и морали, но и общая черта национального характера, формировавшегося на протяжении многих веков

Гостеприимство у бурят - не только яркое проявление традиционных норм поведения и морали, но и общая черта национального характера, формировавшегося на протяжении многих веков.

Буряты с раннего возраста прививали детям строгие этические нормы, нравственные принципы, правила поведения в семье и обществе. 

Они воспитывали в детях почтительное отношение к родителям, уважение к старшему поколению, особенно к старикам, приучали вставать и здороваться, когда в дом входили старики. В присутствии старших считалось неприличным громко разговаривать, прерывать или вмешиваться в разговор, держать руки на затылке, за спиной, складывать руки на груди, сидеть, вытянув ноги в сторону старших.

На примере своих родителей дети с малых лет учились гостеприимству, которым испокон веков славились буряты. Любого человека, независимо от национальности и вероисповедания, буряты встречали с большим радушием, делили с ним кров и еду. Встреча и прием гостей - это своего рода ритуал, всем участникам которого следует соблюдать строго определенные и отработанные веками нормы поведения. Хозяин, ожидающий гостя, услышав, что кто-то подъехал к юрте, обычно выходит навстречу, помогает гостю спешиться и привязывает его лошадь к коновязи. Гость, особенно если он чужой человек, сразу должен дать понять хозяевам, что он пришел с мирными намерениями. Он снимал с себя оружие и оставлял его на улице, прислонив к юрте. Нож в ножнах (обычно заткнутый за пояс) гость должен был вынуть из-за пояса и оставить его просто висящим на цепочке. При входе в юрту гостей пропускали вперед и рассаживали у очага: женщин - на левую сторону юрты, мужчин - на правую, а самых почетных гостей на место с северной стороны, напротив двери.Затем подносили свежезаваренный чай с молоком и только после этого переходили к разговору о делах. Подавать людям или принимать от них что-либо полагалось обеими руками или правой, считавшейся "рукой благодати". Почетных гостей угощают лучшими национальными блюдами: бараньей головой, лопаткой, крестцом, грудиной, печенью, подсушенными пенками урум и др. И в наши дни, если вы придете в гости к бурятам, хозяйка обязательно накормит вас традиционными буузами - большими пельменями, приготовленными на пару, домашней лапшой шуулэ, хворостом бова, чаем с молоком, окружит заботой и вниманием. По традиции, при отъезде гостям обязательно преподносят подарки. При вручении подарка и получении обратного дара считается очень важным соблюдение ряда ритуальных моментов: даритель и получающий должны стоять лицом друг к другу, обязательно в головных уборах, подарок завернут в хадак (шелковый шарф, обычно синего цвета), концы которого повернуты к одариваемому. Нарушение этих правил не допускалось, так как символической стороне процедуры придавалось большое значение. Эта традиция у бурят жива и по сей день. Инициатором дарения чаще всего выступает хозяин юрты, но иногда и гость, при этом хозяин всегда преподносит гостю ответный дар: молочные продукты (пенки, творог, сыр), имеющие благопожелательную символику сладости и др. Заплатить за гостеприимство деньгами во все времена означало - оскорбить хозяина. К семьям, "не посещаемым народом", т.е. негостеприимным, буряты относились неодобрительно. Одним из распространенных благопожеланий для молодоженов было: "Пусть в твоем доме не переведутся гости, а у коновязи - их кони" [Линховоин, 1972, с.49].

Ритуал гостеприимства является важным элементом национального праздника Нового года - Сагаалган (белый или счастливый месяц), который отмечается первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю (по современному календарю чаще всего падает на февраль). 

В первый день Сагаалгана родственники и соседи, одетые в лучшие праздничные одежды, ходят, друг к другу в гости, обмениваются поздравлениями и подарками, устраивают праздничные застолья, являющиеся обязательным элементом новогоднего торжества. По представлениям бурят, чем обильнее новогодние угощения, тем богаче и удачнее будет весь предстоящий год. Хозяева выставляли на стол множество мясных и особенно молочных продуктов - "белую" пищу, имевшую символическое значение и олицетворявшую счастье и благополучие. В течение всего дня буряты ходили из юрты в юрту, поздравляли друг друга и присаживались к праздничному столу. Считалось, чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в дом, тем удачнее будет наступающий год.