Пасхальная неделя 

1. Форма общения деревенской холостой молодежи в период с пасхальной недели до Петрова дня. 
2. Хождение по улицам в праздники с песнями, плясками, разговорами. 

__________

Гуляние

Гуляние (карагод, хоровод) 

1. Весенне-летние собрания парней и девушек на открытом воздухе, форма общения холостой молодежи. 

Молодежные гуляния начинались обычно с пасхальной недели и продолжались до Петрова дня включительно с перерывом на петровский пост. Прекращение их после этого праздника объяснялось занятостью молодежи сначала на сенокосе, а затем на уборке зерновых. 

Гуляния проводились как в воскресные дни, так и в будни. Молодежь могла собираться на них утром, днем, вечером или ночью: от вечерней до утренней зари. 

В них принимали участие парни и девушки брачного возраста, жившие в одной деревне или в нескольких расположенных неподалеку деревнях. Отсутствие же на них без уважительной причины рассматривалось как нарушение правил, принятых в обществе и более того как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством. Родители, не отпускавшие своих дочерей на гуляния, осуждались общественным мнением деревни. 

Гуляния молодежи обычно проходили на специально отведенных для этой цели местах и обязательно в присутствии зрителей: деревенских жителей, желавших посмотреть на молодежь. Как правило это были пожилые женщины и мужчины, которые, не вмешиваясь в молодежную игру, с интересом следили за ее ходом, одобряя или не одобряя поведение гуляющих. 

Весенне-летние гуляния, привлекавшие молодежь возможностью повеселиться, попеть, поплясать, покачаться на качелях, представляли собой в тоже время хорошо продуманное обрядовое действие. Они имели определенную структуру, игровой, песенный, танцевально-инструментальный репертуар, особые правила поведения. Молодежь, выполняя все предписанные традицией действия, участвовала в своеобразной обрядовой игре, целью которой было заключение брачного союза. 

Открывались весенне-летние гулянья торжественным шествием девушек брачного возраста по главной улице села или деревни. Выстроившись в цепочку или ровными рядами, они медленно шли хореографическим шагом под протяжную песню по деревенской улице, давая возможность рассмотреть себя и свои наряды парням, заинтересованным в женитьбе, и их родителям, занятым выбором невестки. Затем шествие направлялось на площадку, где обычно происходили молодежные гулянья и стояли скамейки для зрителей. Девушки становились там в две шеренги и начинали играть хоровод "Просо" — самый древний русский хоровод, открывавший почти по всей России весенне-летние развлечения молодежи. 

Молодежные гуляния проводились в три перетекавших один в другой этапа. Первый их этап, начинаясь на светлой неделе, продолжался до Троицы или Ивана Купалы с перерывом на петровский поcт. В это первое весеннее время главным развлечением молодежи были качели и хороводы. Главными участниками хороводов были девушки, парни могли в них войти только по приглашению. В это время исполнялись хороводы, в которых раскрывалась тема сеяния, роста, созревания, такие как "А мы просо сеяли", "Мак", "Лен" и лишь изредка игрались хороводы на любовную тематику. 

Пляски, массовые, парные или сольные, почти не исполнялась, не плясалась даже кадриль — любимый, с последней трети ХIХ в., танец молодежи. 

На этом начальном этапе народная традиция предписывала проводить молодежную игру как игру целомудренную: парни приглядывались к девушкам, стараясь им понравиться, говорили им приятные комплименты, хвалили наряды, девушки старались показать себя скромными, застенчивыми. 

На втором этапе гуляний, начинавшемся после Вознесения и длившимся до Троицы, молодежная игра получала ярко выраженный любовный характер, была насыщена эротикой, сексуальной силой, ожиданием счастья. Парни становились равноправными партнерами девушек, активно включались в хороводы. Среди хороводных игр на первое место выдвигались хороводы с любовной тематикой: "Заинька", "Хмель", "Утошная" и др., в которых рассказывалось о начале любовной игры между девицей и молодцем. Так, в хороводе "Заинька" парню-"заиньке", стоящему в центре хороводного круга девушек, предлагается выбрать себе в невесты девушку: "Три сестрицы стоят, три лебедушки, как одна в тафте, другая в камче, на третей сестрице золотой венец". Парень выбирает одну: 
                    "Уж я Настеньку люблю, 
                    Она уборчиста, 
                    Она уборчиста — разговорчиста 
                    На ней платьице — надето 
                    Точно шелково, 
                    Раздуваечка баска —
                    Целоваться три разка" 
                                (Голейзовский К. 1964. С.139). 

После этого парень и девушка должны были поцеловаться "три разка" и уступить место другому "заиньке". 

Игры в выбор невесты жениха пользовались очень большой популярностью. Среди них практически по всей России была известна игра "Выбор невесты". Девушки становились в два ряда, образуя коридор, по которому взад вперед ходил подбоченясь "молодец удалой", внимательно их разглядывая. Затем он выбирал одну девушку, брал ее за руку и расспрашивал подруг о ее достоинствах. Если отзывы были благоприятные то парень с девушкой целовались и считались поженившимися. 

После Троицы и особенно в период от Ивана Купалы до Петрова дня сближение парней и девушек в молодежной игре достигало наивысшей точки. Игрища на Иванов день (Иван Купала), приходившийся на день летнего солнцеворота, а особенно на Петров день носили ярко выраженный языческий характер. В это время исполнялись хороводы только на любовные темы, сопровождавшиеся поцелуями, такие как "Любушка", где парень уговаривает девушку стать его Любушкой, при чем в них рассказывается как им хорошо будет "играть друг с другом". Это же время было временем парных или коллективных плясок, носивших эротический характер, например, такая парная пляска как "Голубец", заканчивавшаяся имитацией полового акта (см. Пляска). Песни, исполнявшиеся в это время парнями и девушками также носили эротический характер: 
                    "Еще что кому до нас, 
                    Когда праздничек у нас! 
                    Завтра праздничек у нас - 
                    Иванов день! 
                    Уж как все люди капустку 
                    Заламывали. 
                    Уж как я ли, молода, 
                    В огороде не была. 
                    Уж как я ли за кочан, 
                    А кочан закричал, 
                    Уж как я кочан ломить, 
                    А кочан в борозду валить: 
                    "Хоть бороздочка узенька —
                    Уляжемся! 
                    Хоть и ночушка маленька —
                    Понабаемся!" 
                              (Земцовский И.И. Л. 1970. С. 480 — 481). 

Парни и девушки объединялись в пары, гуляли по лугам, полям, лесам, не довольствуясь площадкой, отведенной деревенским сообществом для молодежного веселья. Парни выносили девушек из игрового круга на руках, устраивали из-за них драки. Любовная игра молодежи также как и природа вступала в свою кульминационную стадию. 

Следует также отметить, в этот период времени в хороводы приглашались молодухи — женщины первого года брака. Молодуху ставили в середину хоровода. Она кланялась, приговаривая: "Низко кланяюсь красным девушкам, молодым молодушкам, молодцам холостеньким, дедушкам, дядюшкам, бабушкам, тетенькам! Сватам и свахам, всем одним махом! Прошу принять меня к себе, а не принять, отогнать от себя". Затем молодуха кланялась на все четыре стороны три раза: первый поклон поясной, второй ниже пояса, третий — до земли. На третьем поклоне девушки начинали величальную молодухе. После величальной молодуха должна была благодарить: "Благодарим покорно, красные девушки, молодые молодушки. У сех вас поравнено, у сех за едино. За Ваше угощение сорок одно почтение! Маленький поклончик примите, а большой поболе подождите". Этот обычай рассматривается как обычай символического приема молодухи в деревенское общество, знакомство ее с деревней и деревни с нею. 

Последний день гуляний назывался прощальным. Все кланялись друг другу, прощаясь до будущей весны. 

2. Хождение по улицам в праздничный день жителей деревни и их гостей с пением песен, веселыми разговорами, приветствиями, плясками.