Христосование

На Пасху 

Пасхальный ритуал поздравления верующими друг друга, с троекратным целованием и взаимным одариванием крашеными яйцами.

__________ 

Христосование

Христосование - ритуал в церковной пасхальной службе и поздравление верующих друг друга с праздником Пасхи, при котором один говорит "Христос воскресе", а другой отвечает "Воистину воскресе". По церковному преданию, обычай такого приветствия восходит в апостолам, которые, встречаясь, сообщали друг другу радостную весть. 

В Пасху после возвращения крестного хода в церковь, читается великая ектения и поется пасхальный канон, затем следуют стихиры, в завершение которых, после слов: "Просветимся торжеством и друг друга объимем, рцем: братие и ненавидящим нас простим вся воскресением", верующие христосуются: обнимают друг друга, трижды целуются в знак любви и мира и обмениваются крашеными яйцами. Согласно преданию, этот обычай был установлен Марией Магдалиной, подарившей красное яйцо императору Тиверию со словами: "Христос воскресе!". 

По ходу службы начинает христосование церковный причт: священники и дьяконы. Похристосовавшись в алтаре, они выходят из царских врат и становятся в один ряд лицом к прихожанам, которые по очереди подходят, целуют крест, Евангелие и иконы. Священник приветствует каждого словами "Христос воскресе" и получает традиционный ответ. В русской деревне конца 19 - начала 20 в. соблюдался аналогичный ритуал, но случалось, что со священником с объятием и поцелуями христосовались лишь наиболее уважаемые в деревне, достойные люди, остальные же ограничивались поздравлениями. Подходя к стоящим в ряд церковнослужителям, крестьяне подавали каждому из них по одному или более яйцу, которые тот опускал в стоявшие подле него кошелки, кадушки и тому подобное. Полученное от священника в ответ на подношение яйцо, наделялось особыми магическими свойствами. Только после обмена поздравлениями со священником верующие христосовались между собой, часто не покидая церковь прежде, чем все перехристосуются. В некоторых местах при этом считались неприличными прилюдные поцелуи и объятия мужа с женой. 

Особенно торжественным ритуалом христосования заканчивалась праздничная служба, на которой присутствовал царь, в Москве 17 в. 

Сначала все присутствовавшие в храме подходили целовать руку патриарху (христосоваться "целованием в уста" позволялось только митрополитам, архиепископам и епископам) и получали от него по красному яйцу. Царь тем временем занимал "царское" место у южных дверей собора. После завершения раздачи яиц патриархом, по заранее утвержденному списку к государю подходили бояре и ближние люди. Они также целовали ему руку и поздравляли с праздником: "Христос воскресе!". Царь отвечал: "Во истину воскресе!" - и дарил каждого расписным куриным, гусиным или точеным деревянным яйцом, которые брал с подноса то у одного, то у другого "подносчика", стоявших по обеим сторонам от государя. Яйца, заготовлявшиеся специально для раздачи, украшались иконописцами и травщиками Оружейной Палаты, а также иноками Троице-Сергиева монастыря. Их окрашивали в красный цвет или покрывали золотом, и на этот фон наносили узор из трав и цветов, в который вплетались фигурки животных, птиц и людей. 

Поздравления с Пасхой отнюдь не ограничивались христосованием в церкви. Слова "Христос Воскресе!" и ответ на них с поцелуями и взаимным одариванием крашеными яйцами были обычным приветствием каждому гостю в течение всей пасхальной недели. Также "христосованием" называлось посещение кладбища с оставлением угощения и пасхального яичка "родителям".