Игра в жизни ребенка

 

Игры развивали физическое здоровье и закаляли характер. Участвуя в них, дети тренировали силу, ловкость и скорость, а также сообразительность, смекалку и быстроту реакции. Ориентация на победу заставляла маленького человека учиться преодолевать трудности и боль, быть терпеливым, учиться выдержке. 
Во время игр дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине.

 

Игра в жизни ребенка

Во всем мире игра является одной из основных форм общения детей друг с другом. В традиционном русском обществе детским играм отводилось значительное место, поскольку их основная цель - подготовка детей к взрослой жизни. В них осваивались выработанные веками правила и законы жизни, развивалась эмоциональная привязанность к принятому в местном сообществе образу существования, дети приобщались к жизни своей деревни и общины. Зачастую игры моделировали различные социальные, общественные, семейные ситуации, которые ребенок учился разрешать. Во время игр дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине. Именно в игре дети приобретали навыки общения друг с другом. Она объединяла участников, между ними возникали определенные отношения, сохранявшиеся и вне игрового поля. 

Игры развивали физическое здоровье и закаляли характер. Участвуя в них, дети тренировали силу, ловкость и скорость, а также сообразительность, смекалку и быстроту реакции. Ориентация на победу заставляла маленького человека учиться преодолевать трудности и боль, быть терпеливым, учиться выдержке. Командная сплоченность для победы над воображаемым противником воспитывала в детях чувство коллективизма и взаимопомощи. Игры раскрывали индивидуальные способности каждого ребенка, позволяли ему творчески самовыражаться.

Важной составляющей детских игр была их развлекательная функция. Но при этом, как считают исследователи игровой культуры, в игре "нет ничего "несерьезного" и вместе с тем всякая игра остается только игрою". В ходе игр создавался иной мир, только подобный повседневному, и проживание в нём должно было приносить ребёнку удовольствие и радость. 

Взрослые к детским играм относились со всей серьезностью. Считалось, "что детям "велено" играть самой природой", что ребёнок живёт и существует в игре. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: "Старый спать, а молодой играть", "Молод с игрушками, а стар - с подушками", "Детям не порча игрушки". В народной традиции практически не было запретов на игровую деятельность детей, особенно младшего возраста. Взрослые вмешивались в игру лишь в случаях, когда ситуация явно выходила за рамки дозволенного.

Некоторым детским играм приписывались магические функции. По характеру игрового действия взрослые пытались судить о будущем. Если дети около дома играли дружно и спокойно (лепили пирожки, изображали пахоту и жатву), то можно было ожидать урожайного года и мирной жизни. В том случае, если они ссорились, рыли ямки, играли в похороны, считалось, что это предвещает смерть в доме, возле которого они играли.

Детские игры состояли из самого игрового действия, для которого характерно чередование движений, моментов эмоционального подъема и спада напряжения, игра включала также подготовку, завязку, конание, развязку, наказание для проигравшего или нарушившего ход игры. В большинстве игр четко обозначены начало и конец действия, пространство игрового поля. Внутри игр существовали правила и нормы, определяемые локальной традицией. Правила обязательно принимались и соблюдались всеми участниками и не подвергались изменениям. Нарушивший эти правила должен был понести наказание, которое обычно заключалось в изгнании виновного из игры. 

Исходя из характера основных действий детских игр обычно выделяют пальчиковые, спортивные, драматические, хороводные, орнаментальные игры; можно отметить и так называемые промежуточные игры, сочетающие игровые элементы разного характера.