Императорские коллекции

В разделе использованы материалы каталога "Императорские коллекции в собрании Российского Этнографического музея" М.-СПб., 1995г.

Императорские коллекции

 

Первые десятилетия формирования Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III неразрывно связаны с меценатской деятельностью семьи Романовых: к 1917 году переданные ими личные собрания или приобретенные специально для музея частные коллекции составляли четвертую часть вещевого фонда этнографического отдела. Императорское собрание РЭМ состоит из прекрасных высокохудожественных произведений искусства, отражающих национальную самобытность многих народов Российской Империи.

В его составе праздничные костюмы, ювелирные украшения, парадное оружие, ковры, конское убранство, узорные ткани, ларцы, богато орнаментированные музыкальные инструменты, предметы культа и многое другое. Эта коллекция являет собой картину целенаправленной и благородной деятельности императорской семьи, стремящейся познать культуру народов России и сохранить её памятники для будущих поколений.

Большинство членов дома Романовых были коллекционерами. Широко известны увлечения Петра I, основателя Кунсткамеры, и Екатерины II, имя которой тесно связано с Эрмитажем. Собирателями русской старины и покровителями искусств были Александр III и императрица Мария Федоровна. Основателем и первым фондообразователем Русского музея и его Этнографического отдела стал Николай II, немалую лепту в музейное собрание внесли великие князья Николай Николаевич, Михаил Николаевич, Владимир Александрович, Георгий Михайлович.

Императорские коллекции поступали в музей в разные годы и различными путями. Первыми пожертвованиями семьи Романовых стали предметы из их личных коллекций при образовании Этнографического и Памятного отделов. Домашние собрания царских особ состояли из приобретений с выставок, различных подарков и подношений, произведений искусства, привлекших внимание императорской семьи в поездках по России и зарубежным странам.

Особое место занимают предметы, преподнесенные членам высочайшей фамилии представителями народов Российской империи в качестве даров от этих народов. Дары отличались национальным своеобразием и служили этническими символами, призванными привлечь внимание и интерес императора к культуре народа-дарителя. 

Помимо пожертвований из личных коллекций, Николай II ассигновал из государственной казны целевые средства на приобретение для музея частных собраний крупнейших российских коллекционеров. Желая сохранить целостность этих собраний и не допустить их продажи за границу, члены царской семьи выделяли и личные средства. Таким образом, фонды музея пополнились частными собраниями Э.Э. Ухтомского (1902), А.А. Боголюбова (1903), Н.Л. Шабельской (1905), А.В. Верещагина (1906), В.Н. Васильева (1911), П.К. Козлова (1911), Ф.М. Плюшкина (1913). 

В 1920-е годы в Этнографический отдел были переданы реквизированные государством многие объекты коллекционирования царей и великих князей из дворцов-музеев — Зимнего, Гатчинского, Петергофского, Царскосельского и, главным образом, из исторических комнат Аничкова дворца.

В последних после революции 1917 года был воспроизведен интерьер жилых комнат Александра III и Марии Федоровны периода 1870—1890-х годов и располагался личный музей императора и императрицы из их домашнего собрания. Из этого комплекса для этнографического музея особенно интересны памятники культуры, имеющие глубокие национальные корни — гжельская керамика, вятская игрушка, золотошвейные платки. С этой же группой экспонатов в музей поступили подношения императорской фамилии от эмиров бухарских, дары от народов Кавказа Александру III и членам его семьи во время путешествия на Кавказ в 1888 году. 

И, наконец, значительная группа предметов императорской семьи передана в Государственный этнографический музей в 1948 году вместе с колоссальными фондами бывшего Музея народов СССР в Москве. 

Зигзаги истории страны и идеологические запреты долгое время не позволяли сотрудникам Российского этнографического музея использовать эти коллекции как самостоятельный источник и даже упоминать имена дарителей в аннотациях, поэтому императорские коллекции долгое время оставались спрятанными шедеврами. Первую тематическую выставку, включающую около 90 наиболее интересных памятников, и каталог выставки посетители увидели в 1995 году.