Истоки многонациональности Кавказа: научные гипотезы

Кавказ является древней историко-культурной зоной, одновременно это своеобразная горная страна, занимающая место между Восточной Европой и Ближним и Средним Востоком

Истоки многонациональности Кавказа: научные гипотезы

Кавказ является древней историко-культурной зоной, одновременно это своеобразная горная страна, занимающая место между Восточной Европой и Ближним и Средним Востоком

Основным признаком Кавказа выступает его многонациональность и многоязычие, где пестрота населения возводится в цивилизационный признак региона. Ее причина видится в большой дробности рельефа, в сохранении роли больших семейно-родственных и общинных объединений, роли Кавказа как межцивилизационного буфера Европы и Азии. Популярностью пользуется миграционная гипотеза, предполагающая, что при прохождении Кавказа волнами различных переселенцев, каждая из них оставляла часть населения в его горах, вытесняя в высокогорье прежних жителей этих мест. Альтернативным предположением является тезис о дифференциации населения Кавказа в ходе эколого-хозяйственной адаптации к условиям многочисленных ландшафтных зон.

Роль славянского компонента в заселении Кавказа

Рассказ о славянских народах Кавказа начнем с упоминания о русских, а также выступающих здесь вместе с ними украинцах и белорусах, хотя обычно восточных славян не относят к числу коренных народов края. Основная их масса переселилась из различных районов России на Кавказ, начиная с середины XIX века, расселяясь в равнинных районах Северного Кавказа, на Черноморье, в городах Закавказья, благодаря этому появлялись такие удивительные многонациональные общности, как, например, бакинцы (жители города Баку, столицы Азербайджана), выделявшиеся особой культурой.

Среди славянского населения нельзя не отметить две особые категории кавказских казаков и сектантов, появившихся благодаря тому, что Кавказ веками давал прибежище тем, кто искал воли от строгих российских законов. 

На позднем этапе сложения казачества этот процесс направлялся уже государством. Старожильческую группу казаков составили те, кто в середине XVI века занял места между реками Сунжа и Терек в равнинной части современной Чечни и воспринял почти полностью культуру соседнего горского населения. Позднее к ним переселились казаки с Волги, тем самым образовалось Терское Казачье войско, в состав которого принимали и горцев. Кубанское Казачье войско появилось позднее. Его главными элементами были потомки запорожских казаков, поселенных на побережье Черного моря в конце XVIII века, и донские казаки, занявшие в середине XIX века земли по реке Кубань. На их культуру оказали влияние адыги, проживавшие на этих землях. Общеизвестны высокие воинские качества мужчин-казаков, их верность присяге, трудолюбие и выносливость казачек, православный дух казачества. Нельзя не отметить, что в царское время на казачество возлагались полицейские функции на Кавказе.

Православные сектанты, среди которых наиболее значимыми были молокане и духоборы, селились по большей части в тех местах Закавказья, которые напоминали природу среднерусской полосы. В этих же районах возникали и селения субботников, т.е. тех русских, которые склонились к исповеданию иудаизма.

Славянская колонизация Кавказа вовлекла в этот процесс и другие европейские народы, в результате на Северном Кавказе, Закавказье, Черноморском побережье возникли поселки немцев, эстонцев, поляков, чехов.