Калевала

"Калевала", национальный эпос, созданный на основе богатейшего фольклорного наследия карельского и финского народов.

Особая художественная и историко-культурная ценность крестьянского искусства, песенного и музыкального фольклора народов региона была "открыта" учеными, писателями, художниками периода "национального пробуждения". Для формирующейся идеологии народов, долго не имевших своей государственности, была характерна романтическая идеализация крестьянской культуры и быта. В начале ХIХ века складывалась финская национальная идея. В связи с этим, как залог великого будущего народа, потребовалось свидетельство о его великом прошлом. 

Ответом на эту потребность стала "Калевала", национальный эпос, созданный на основе богатейшего фольклорного наследия карельского и финского народов знаменитым ученым Э. Лённротом (1802—1884). Путешествуя вслед за своими предшественниками — исследователями и собирателями фольклора (М. Кастреном, Д. Европеусом, А. Шёгреном) по Восточной Финляндии, Северной Ингерманландии и особенно по Беломорской (Русской) Карелии, он открыл живой кладезь народной поэзии. Именно здесь дольше всего сохранялись древние руны, имеющие особый стихотворный размер, который позже стали называть калевальским. 

В течение столетий руны передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому. Пение рун сопровождалось игрой на кантеле — струнном музыкальном инструменте. Лённроту посчастливилось записать великих карельских рунопевцев Архиппа Перттунена, Онтрея Малинена, Воассила Киелевяйнена, Петра Шемейко и других, многие из которых были старообрядцами. Космогонические, эпические, свадебные и заклинательные песни, которые составляли своеобразные циклы, были литературно обработаны и объединены Лённротом в "Калевале". 

Калевала — это страна Калева, мифического первопредка; в рунах говорится о жизни и деяниях его потомков: старого мудрого Вяйнемяйнена, демиурга, создателя земли и моря, его божественного брата — искусного кузнеца Ильмаринена, удалого охотника Леминкяйнена. В центре повествования — история их сватовства к дочери хозяйки Похьёлы (страны Севера) и похищения Сампо — чудесной мельницы, которая дарует счастье и изобилие. Ильмаринен выковал Сампо "из пушинки лебединой, из кусочка веретенца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки" в качестве свадебного выкупа. В результате борьбы героев Сампо разбивается на мелкие кусочки, ее обломки тонут в море и рассеиваются по всей земле. Руны о Сампо исполнялись во время календарных обрядов и праздников. 

"Калевала" насыщена мифами о происхождении Земли, неба, Луны, звезд, огня и железа. К древнему мифологическому пласту восходят темы создания мира из яйца птицы, руны о добывании железа, создании первой лодки и первого кантеле.

Первое издание "Калевалы" было выпущено Э. Лённротом в 1835 году, второе, значительно дополненное, — в 1849 году. Поэзия калевальской метрики, записанная в Карелии, Ингерманландии и Финляндии, опубликована в Финляндии в период 1908—1948 годов в 33-томном научном издании "Suomen kansan vanhat runot" ("Древние руны финского народа"). 

Русский читатель впервые познакомился с "Калевалой" в 1888 году в переводе Л. П. Бельского. Этот перевод был высоко оценен и удостоен Пушкинской премии Академии наук. Один из последних переводов был осуществлен в 1998 году петрозаводским фольклористом и литературоведом Э. Киуру и поэтом А. Мишиным. В настоящее время "Калевала" издана более чем на 45 языках народов мира.

Фото

The Kalevala
The Kalevala

The Kalevala epic is a kind of national symbol of the Karelians Finns. The first publication of the collection of runo songs recorded and processed by the Finnish researcher Elias Lonnrot took place in 1835. Un­til then there had been no integrated epic: folk singers performed thousands of runo songs, but each of them ex­isted alone, separately. Under the influ­ence of The Kalevala, which demon­strated the beauty of folk art, the Estonian epic Kalevipoeg came into being, as well as the Lettish Lachplesis, which exerted great influence on the development of the two national languages, literatures and cultures as a whole.

The Kalevala is the country of Kalev, the mythological pri­mary ancestor. The ancient runos narrate the life and deeds of his descendants: old wise Vainamoinen, the cre­ator of the land and sea, his brother skilful blacksmith II- marinen and the brave hunter Lemminkainen, a jester and womanizer. The central theme of the poems is the story of their courting and seeking in marriage a daughter of the woman ruling over Pohjola (country of the North) and the stealing of the Sampo, I he magic mill that gives hap­piness and abundance.