Каракалпаки. Память о древних воительницах

Каракалпаки, по большей части проживавшие в низовьях реки Амударьи, имели много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками — казахами, узбеками, ногайцами, башкирами. В то же время каракалпаки еще в начале ХХ в. сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза...

__________

Древние пласты каракалпакской культуры

Каракалпаки, по большей части проживавшие в низовьях реки Амударьи, имели много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками — казахами, узбеками, ногайцами, башкирами. В то же время каракалпаки еще в начале ХХ в. сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза — кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н.э. — первых веках н.э. в Арало-Каспийском регионе.
Исторические документы свидетельствуют о сильных матриархальных традициях в управлении массагетских племен и их подразделений, о значительной роли женщин даже в военном деле массагетов.

Эпос об амазонках: миф или реальность?

Убедительным подтверждением сообщений историков об особой роли женщины в жизни племени является эпическая поэма каракалпаков "Кырк кыз" — "Сорок девушек", повествующая о подвигах дружины девушек-воительниц. Главной героиней поэмы является их предводительница — прекрасная и отважная пятнадцатилетняя Гулаим.
Мотив девицы-богатыря известен в эпосе многих народов, но сюжет о дружине амазонок зафиксирован в Средней Азии только у каракалпаков. Гулаим и ее подруги-сверстницы живут на острове в неприступной крепости, где большую часть времени проводят, упражняясь в воинском искусстве. В тяжелый для родной земли час, когда на нее напал враг, девушки вступают в битву за свободу своего народа и торжествуют победу.

Костюм невесты как образ военных доспехов

Любопытно, что яркий образ девушки-воина запечатлен у каракалпаков не только в эпических строках, но и в элементах костюма невесты. Его основу составляло длинное платье синего цвета, которое девушки начинали носить в 15-16 лет (как раз в возрасте Гулаим!).
Платье украшалось обильной вышивкой, получившей название "узор кольчуги". В середине XIX в. платье шили из домотканой хлопчатобумажной материи, а до этого из ткани "торка", изготовленной из волокон кендыря — дикой конопли; эта ткань обладала удивительной прочностью и необыкновенной легкостью.
Примечательно, что в языке киргизов, имеющих с каракалпаками много общего, слово "торка" обозначало плотную ткань, непробиваемую для стрел, а значит, вполне подходящую для доспехов.
Головной убор невесты — саукеле, состоящий из двух частей, напоминает боевой шлем. Нижняя часть, изготовленная из войлока и простеганной на вате ткани, очень плотная и массивная; она имеет большие наушные лопасти и выступ, закрывающий переносицу, с нашитой на нем большой металлической бляшкой в виде шипа, которая вместе с другими украшениями, обильно покрывающими поверхность убора, довершает сходство саукеле со шлемом.
Интересно отметить, что такой шлем надевает перед сражением одна из героинь поэмы "Сорок девушек".
Верхняя часть саукеле представляет собой металлическую шапочку с плоским верхом, которая, как корона, венчает новобрачную. Сохранение в облике саукеле черт царственного головного убора связано с уподоблением брачующейся пары князю и княгине, имевшим широкое распространение в культуре разных народов.