Киргизы. Дом – мир – вселенная кочевника

Киргизы, населяющие горные массивы Тянь-Шаня и Восточного Памира, кочуют в вертикальном направлении - зимой в долинах, а летом в альпийских лугах высокогорья.

__________

Кочующие под облаками

Киргизы , населяющие горные массивы Тянь-Шаня и Восточного Памира, кочуют в вертикальном направлении - зимой в долинах, а летом в альпийских лугах высокогорья. Переносное сборное жилище - юрта идеально соответствует основному принципу кочевой жизни: "Все свое ношу с собой".

Юрта — шедевр кочевой архитектуры нового года

Юрта относится к числу выдающихся достижений кочевой цивилизации. Ее устройство у кочевых народов Средней Азии в целом одинаково, ее самобытность у каждого из них проявляется через особенности внешнего декора и интерьера. Киргизская юрта поражает разнообразием способов изготовления и орнаментации предметов ее убранства, соперничая красотой с яркостью красок горной природы.
Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуется два-три верблюда или три-четыре лошади. Установка юрты, являющаяся в основном обязанностью женщин, занимает всего один час. Ее деревянный остов состоит из четырех частей. Сначала ставится дверная рама и к ней присоединяются раздвижные решетчатые стены, затем мужчина - почтенный и уважаемый аксакал - поднимает круглый обод, в пазы которого вставляются верхние концы купольных жердей, а нижние их концы привязывают к верхнему краю стен. Готовый остов стягивается для прочности узорноткаными полосами, стены оборачивают циновкой, и всю конструкцию окутывают покрышками из войлока. Дом готов. В установленную юрту первой входила пожилая многодетная женщина, которая, разбрасывая кругом сласти, приговаривала: "Будь домом, приносящим счастье!"

Дом начинается с двери

Древнейший вид двери киргизской юрты - это занавес из войлока или циновки, позднее появились также и деревянные створки. В любом случае двери украшали особыми узорами, чтобы магическим образом защитить дом от злых сил и одновременно "притянуть" к нему благо - многочисленное потомство, обилие скота, здоровье. Среди магических узоров наиболее часто изображали вихревые солярные розетки, дерево рода, рога барана.

Структура внутреннего пространства

Юрта для кочевника не просто дом, но микрокосм, модель мироздания.
Ее внутреннее пространство по вертикали делится на три зоны, соответствующие представлениям о трех мирах вселенной: пол (нижний мир потусторонних сил), стены (средний мир людей), купол (сакральный верх). Горизонтальное членение юрты на две половины - мужскую и женскую - отражает всеобщую дуальность мира.
Напротив входа в юрту, там, где смыкается мужская и женская половины, находится почетное место - "тор". Здесь располагаются наиболее ценные вещи семьи - сундуки, войлоки, спальные принадлежности, сложенные стопкой на деревянной резной подставке. На почетном месте могут сидеть хозяин дома и особо уважаемые гости.
К тору примыкает наиболее сакрализованная часть жилища - очаг, символизирующий благополучие дома.

Женская половина

Жизнь семьи проходит, в основном, на женской половине, находящейся слева от почетного места; правая часть юрты предназначается для гостей. Левее тора - место для хозяев юрты, отделенное занавесом. Ближе к двери размещается кухня, отгороженная циновкой, где хранятся запасы пищи и утварь, среди которой выделяется "саба" - большой сосуд для изготовления кумыса. На стенах висят войлочные мешки для деревянных блюд, футляры для фарфоровой посуды.

Мужская половина

В этой части юрты пребывают те, кто в традиционной культуре киргизов считаются гостями. К этой категории, помимо гостей в прямом смысле слова, относятся и взрослая дочь на выданьи, и молодожены, не имеющие пока своей юрты, и умершие члены семьи, которых переносят на правую половину для совершения необходимых ритуалов. Здесь около входа размещается конская упряжь, охотничьи принадлежности, клетка с ловчей птицей.

Гостеприимство и этикет

Гостеприимство является одним из благородных обычаев киргизов. Однако у кочевников этот обычай возведен в ранг закона, так как путешествие по бескрайним степным или горным пространствам было небезопасным.
Каждый путник мог рассчитывать на ночлег и угощение, но должен был уметь оказать почтение тому дому, где просит пристанища. Нельзя было приближаться к дому на полном скаку, так как торопятся только на похороны. Следовало сойти с коня заранее и подойти к юрте, остановившись в нескольких шагах.
Задав вопрос, есть ли кто дома, спокойно ждать, пока к вам выйдет хозяин и предложит войти. Дверной занавес нужно отодвинуть правой рукой и переступить порог, не запнувшись, иначе в доме не будет богатства.
Войдя в юрту, нужно разуться налево от входа и пройти по солнцу на то место, куда вам укажут. В былые времена хозяин предлагал гостю самому выбрать себе барашка к ужину, а пока его варили, неспешно беседовали, попивая чай. Киргизы очень ценят остроумных собеседников, владеющих искусством речи, к которым в полной мере относятся и сами.