Коллекции по культуре айнов, японцев, китайцев, корейцев, монголов

Особое место в собрании музея занимает крупнейшая в мире коллекция по культуре айнов (3000 предметов). Формирование коллекционного собрания по его культуре этого малоисследованного народа относится к началу XX века.


 

Монгольская коллекция в музее

Чуть меньше по объему (1 065 предметов) — собрание этнографических памятников по культуре монголов. Первые тридцать два предмета по культуре этого народа, в том числе парадная одежда ламы, поступили в 1906 году от Д.А. Клеменца. Подобная одежда, предметы буддизма, серебряные украшения и сложный головной убор с прической — гордость каждой замужней монголки, в те же годы были переданы музею госпожой Н.А. Люба — женой генерального консула России в Урге Я.П. Шишмарева. От него самого несколько позднее поступило три коллекции (81 предмет). Наряду с летней монгольской палаткой в них представлено 76 деревянных статуэток, изображающих персонажей мистерии Цам.

Существенный вклад в комплектование фонда по культуре монголов внес известный ученый, путешественник, академик П.К. Козлов, посвятивший свою жизнь археологическим исследованиям Центральной Азии и открывший во время знаменитой Монголо-Сычуаньской экспедиции древний город Хара-Хото. В фондах Российского этнографического музея имеется небольшая часть его обширной коллекции — буддийская скульптура как из глины, так и из бронзы, редкая по времени и технике изготовления. Значительный интерес представляют предметы ламаистского культа (символика, скульптура, икона из кости с изображением круга — сансал, сосуды для освящения воды и украшения алтаря) представлены в трех коллекциях (77 предметов), собранных А.В. Верещагиным.

Их дополняет ценнейшая коллекция ламаистского культа (молитвенные мельницы, курильницы, утварь, скульптура), ритуальная чаша, сделанная из черепа человека, серебряная мандала, вооружение, парадное конское седло и полный набор упряжи, принадлежавшие известному коллекционеру князю Э.Э. Ухтомскому, были приобретены императором Николаем II в 1902 и в 1912 году переданы музею.

В настоящее время коллекционное собрание по культуре народов сопредельных стран, в том числе зарубежных эскимосов и алеутов, составляет около 9 000 экспонатов. Многие из них до сих пор представляют не только большую научную ценность, но и являются подлинными произведениями искусства.

Коллекции по культуре айнов

Особое место в собрании музея занимает крупнейшая в мире коллекция по культуре айнов (3000 предметов). Формирование коллекционного собрания по его культуре этого малоисследованного народа относится к началу XX века.

Первые вещевые памятники айнской культуры были получены Этнографическим отделом от известного ихтиолога и зоолога П.Ю. Шмидта. Собранные им на западном побережье острова Сахалин (селение Маука) 42 предмета охоты, рыболовства, утвари и одежды айнов послужили своеобразным толчком к организации в 1912 году специальной экспедиции в регион их расселения. Это была единственная, но весьма плодотворная экспедиция к айнам южной части острова Сахалин и на остров Хоккайдо, находившихся в то время под управлением Японии.

Руководителем экспедиции был назначен известный исследователь Сибири, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии В.Н. Васильев. Неоценимую помощь ему оказал епископ православной духовной миссии в Японии отец Сергий, предложив собирателю в качестве переводчика преподавателя Духовной семинарии господина Найто. Кроме того, содействие местных властей, существенная помощь со стороны профессора геологии Токийского университета Джимбо Котора и английского миссионера, известного исследователя Джона Бэчелора из Саппоро, собирательская работа на островах Сахалин и Хоккайдо была успешной. В приобретенной коллекции предметов по культуре айнов особый интерес представляют культовые вещи: небольшая клетка для выращивания медвежонка, предназначенного для ритуального убийства на медвежьем празднике, намогильные памятники, медвежий пояс, целую серию священных палочек инау, служащих для общения с божествами, и шест с места ритуального убийства медведя.

Всего за время экспедиции было собрано около 2 500 предметов. Существенным дополнением коллекционного собрания по культуре айнов являются 235 предметов, переданных в 1948 году Российскому этнографическому музею из Государственного музея народов СССР. Собирателями этих коллекций были: российский консул из города Нагасаки А.Е. Олоровский, горный инженер И.А. Лопатин, известный исследователь культуры айнов, политический ссыльный Б.О. Пилсудский и смотритель поста одного округа острова Сахалин — П.П. Вержбинец.

Этнография японцев в фондах РЭМ

Коллекционное собрание по культуре японцев, живущих в непосредственной близости с айнами, формировалось из различных источников. Первые 49 предметов (модели лодок, орудия рыболовства, инструменты и одежда) были, как и айнская коллекция, переданы в музей П.Ю. Шмидтом.

Одной из самых больших по объему (около 340 предметов) является коллекция, собранная и переданная Этнографическому отделу в 1910 году российским консулом Григорием де Волланом, который прожил в Японии шесть лет и хорошо знал Страну восходящего солнца. В его коллекции в большом количестве представлены образцы дерева, резные черенки кинжалов, различные виды бумаги и обоев, используемых японцами для раздвижных стен жилища, а также традиционная обувь, музыкальные инструменты и модели земледельческих орудий, шелковая и цветная бумага для изготовления вееров.

Интересная коллекция из девятнадцати предметов декоративного убранства жилища и редких костяных фигурок нэцкэ поступила в музей в 1908 году от коллекционера японского антиквариата госпожи де Тиллот.

В 1910 году родственники адмирала Е. Черкаса передали музею 25 ценных экспонатов по культуре японцев, среди них — украшения, предметы буддизма и декоративно-прикладного искусства.

Очень ценным пополнением фонда является защитное вооружение японского самурая, состоящее из девяти предметов, полученных в 1909 году из Киевского университета в обмен на дублеты. Подобное вооружение входит также в состав сборной коллекции, состоящей из 200 предметов. Здесь же представлены веера, детская, мужская и женская повседневная одежда.

Коллекция из 55 предметов, в состав которой входит свадебная женская одежда, парик с прической и кимоно женщины, сопровождавшей невесту на свадьбе, была подарена музею в 1974 году Акияма Фуми — владелицей ателье проката в городе Симидцзу.

Всего по культуре японцев в фондах РЭМ насчитывается около 700 предметов.

Культура китайцев в коллекциях РЭМ

В истории формирования коллекционного фонда по культуре китайцев принимали участие многие известные люди. С первых дней создания музея Д.А. Клеменц в своих письмах обращался неоднократно за помощью к ученым, путешественникам и коллекционерам. Существенную помощь в организации сбора этнографических памятников китайской культуры непосредственно в городе Харбине и других местах Китая сыграл генерал-майор А.И. Вершинин. Ему, собравшему для музея десять ценных бронзовых курильниц, удалось наладить контакт между переводчиком, окружным инспектором Гражданского управления города Харбина Б.Г. Донатом и Д.А. Клеменцем.

По согласованию с Дмитрием Александровичем Б.Г. Донат не только сам собрал в 1906 году коллекцию мелкой пластики из розового дерева, но и привлек к сбору влиятельного китайского негоцианта Фу-Танжи. Большие по объему и ценные по составу, коллекции этого китайского чиновника были впоследствии переданы в другие музеи. Та же судьба постигла коллекции П.К. Козлова, князя Э.Э. Ухтомского, значительную часть коллекций его сына Д.Э. Ухтомского (в музее осталось только двадцать восемь подставок для буддийской скульптуры) и А.А. Макаренко (осталось восемь предметов — монеты и инструменты кузнеца).

Коллекциям, собранным и приобретенным в 1900—1902 годах у китайцев и русских солдат генерал-майором А.В. Верещагиным, талантливым собирателем и писателем, братом известного художника В.В. Верещагина, повезло больше. Из двенадцати его коллекций (400 экспонатов) в фондах музея сохранилось шесть, содержащих 239 предметов. Среди них памятники буддизма, декоративные предметы жилища, резные доски, печати, утварь, амулеты, подвески к поясу и в большом количестве (около 200 предметов) — женские серебряные украшения. Коллекции А.В. Верещагина были приобретены императором Николаем II и в 1903—1906 годах переданы в дар музею.

В 1913 году музей получил от правительства России ценнейшую коллекцию китайских серебряных украшений (79 предметов) купца первой гильдии Ф.М. Плюшкина, приобретенную после его смерти.

Общее число китайских вещей в фондах Российского этнографического музея составляет 502 предмета, входящих в 31 коллекцию.

Корейские коллекции собрания РЭМ

Разнообразием головных уборов отличается коллекционное собрание по культуре корейцев. Английские путешественники недаром называли Корею страной диковинных шляп. Значительное количество их имеется в первой коллекции по культуре корейцев, поступившей в 1903 году от известного ихтиолога П.Ю. Шмидта. В той же коллекции, содержащей свыше 300 предметов, представлены украшения, одежда, утварь, наборы хирургических инструментов, предметы личной гигиены, игры и акварельные рисунки, которые корейцы делают к сезонным праздникам.

Сходной по тематике и объему является коллекция, переданная в том же году господином Дульским — директором Гродековского музея Хабаровска. Она была собрана в Корее одной из специальных экспедиций, организованных Русским географическим обществом. Важнейшим источником по культуре корейцев-переселенцев, живших в конце XIX — начале XX века в деревне Янчиха Приморского края, является коллекция, собранная известным географом и краеведом Д.К. Соловьевым. Она характеризует практически все стороны культуры этой группы корейцев, в том числе табакокурение и музыку.

Коллекционное собрание по этнографии корейцев, насчитывающее свыше 1 080 предметов, является самым крупным по народам зарубежной Азии.