Коллекции по культуре айнов, японцев, китайцев, корейцев, монголов

Особое место в собрании музея занимает крупнейшая в мире коллекция по культуре айнов (3000 предметов). Формирование коллекционного собрания по его культуре этого малоисследованного народа относится к началу XX века.


 

Фото

FAN FOR BLOWING FIRE IN THE HEARTH. Ainu. Hokkaido Island Early 20th century. Acquired by V. Vasilyev during expedition of 1912
FAN FOR BLOWING FIRE IN THE HEARTH. Ainu. Hokkaido Island Early 20th century. Acquired by V. Vasilyev during expedition of 1912

Монгольская коллекция в музее

Чуть меньше по объему (1 065 предметов) — собрание этнографических памятников по культуре монголов. Первые тридцать два предмета по культуре этого народа, в том числе парадная одежда ламы, поступили в 1906 году от Д.А. Клеменца. Подобная одежда, предметы буддизма, серебряные украшения и сложный головной убор с прической — гордость каждой замужней монголки, в те же годы были переданы музею госпожой Н.А. Люба — женой генерального консула России в Урге Я.П. Шишмарева. От него самого несколько позднее поступило три коллекции (81 предмет). Наряду с летней монгольской палаткой в них представлено 76 деревянных статуэток, изображающих персонажей мистерии Цам.

Существенный вклад в комплектование фонда по культуре монголов внес известный ученый, путешественник, академик П.К. Козлов, посвятивший свою жизнь археологическим исследованиям Центральной Азии и открывший во время знаменитой Монголо-Сычуаньской экспедиции древний город Хара-Хото. В фондах Российского этнографического музея имеется небольшая часть его обширной коллекции — буддийская скульптура как из глины, так и из бронзы, редкая по времени и технике изготовления. Значительный интерес представляют предметы ламаистского культа (символика, скульптура, икона из кости с изображением круга — сансал, сосуды для освящения воды и украшения алтаря) представлены в трех коллекциях (77 предметов), собранных А.В. Верещагиным.

Их дополняет ценнейшая коллекция ламаистского культа (молитвенные мельницы, курильницы, утварь, скульптура), ритуальная чаша, сделанная из черепа человека, серебряная мандала, вооружение, парадное конское седло и полный набор упряжи, принадлежавшие известному коллекционеру князю Э.Э. Ухтомскому, были приобретены императором Николаем II в 1902 и в 1912 году переданы музею.

В настоящее время коллекционное собрание по культуре народов сопредельных стран, в том числе зарубежных эскимосов и алеутов, составляет около 9 000 экспонатов. Многие из них до сих пор представляют не только большую научную ценность, но и являются подлинными произведениями искусства.

Коллекции по культуре айнов

Особое место в собрании музея занимает крупнейшая в мире коллекция по культуре айнов (3000 предметов). Формирование коллекционного собрания по его культуре этого малоисследованного народа относится к началу XX века.

Первые вещевые памятники айнской культуры были получены Этнографическим отделом от известного ихтиолога и зоолога П.Ю. Шмидта. Собранные им на западном побережье острова Сахалин (селение Маука) 42 предмета охоты, рыболовства, утвари и одежды айнов послужили своеобразным толчком к организации в 1912 году специальной экспедиции в регион их расселения. Это была единственная, но весьма плодотворная экспедиция к айнам южной части острова Сахалин и на остров Хоккайдо, находившихся в то время под управлением Японии.

Руководителем экспедиции был назначен известный исследователь Сибири, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии В.Н. Васильев. Неоценимую помощь ему оказал епископ православной духовной миссии в Японии отец Сергий, предложив собирателю в качестве переводчика преподавателя Духовной семинарии господина Найто. Кроме того, содействие местных властей, существенная помощь со стороны профессора геологии Токийского университета Джимбо Котора и английского миссионера, известного исследователя Джона Бэчелора из Саппоро, собирательская работа на островах Сахалин и Хоккайдо была успешной. В приобретенной коллекции предметов по культуре айнов особый интерес представляют культовые вещи: небольшая клетка для выращивания медвежонка, предназначенного для ритуального убийства на медвежьем празднике, намогильные памятники, медвежий пояс, целую серию священных палочек инау, служащих для общения с божествами, и шест с места ритуального убийства медведя.

Всего за время экспедиции было собрано около 2 500 предметов. Существенным дополнением коллекционного собрания по культуре айнов являются 235 предметов, переданных в 1948 году Российскому этнографическому музею из Государственного музея народов СССР. Собирателями этих коллекций были: российский консул из города Нагасаки А.Е. Олоровский, горный инженер И.А. Лопатин, известный исследователь культуры айнов, политический ссыльный Б.О. Пилсудский и смотритель поста одного округа острова Сахалин — П.П. Вержбинец.

Этнография японцев в фондах РЭМ

Коллекционное собрание по культуре японцев, живущих в непосредственной близости с айнами, формировалось из различных источников. Первые 49 предметов (модели лодок, орудия рыболовства, инструменты и одежда) были, как и айнская коллекция, переданы в музей П.Ю. Шмидтом.

Одной из самых больших по объему (около 340 предметов) является коллекция, собранная и переданная Этнографическому отделу в 1910 году российским консулом Григорием де Волланом, который прожил в Японии шесть лет и хорошо знал Страну восходящего солнца. В его коллекции в большом количестве представлены образцы дерева, резные черенки кинжалов, различные виды бумаги и обоев, используемых японцами для раздвижных стен жилища, а также традиционная обувь, музыкальные инструменты и модели земледельческих орудий, шелковая и цветная бумага для изготовления вееров.

Интересная коллекция из девятнадцати предметов декоративного убранства жилища и редких костяных фигурок нэцкэ поступила в музей в 1908 году от коллекционера японского антиквариата госпожи де Тиллот.

В 1910 году родственники адмирала Е. Черкаса передали музею 25 ценных экспонатов по культуре японцев, среди них — украшения, предметы буддизма и декоративно-прикладного искусства.

Очень ценным пополнением фонда является защитное вооружение японского самурая, состоящее из девяти предметов, полученных в 1909 году из Киевского университета в обмен на дублеты. Подобное вооружение входит также в состав сборной коллекции, состоящей из 200 предметов. Здесь же представлены веера, детская, мужская и женская повседневная одежда.

Коллекция из 55 предметов, в состав которой входит свадебная женская одежда, парик с прической и кимоно женщины, сопровождавшей невесту на свадьбе, была подарена музею в 1974 году Акияма Фуми — владелицей ателье проката в городе Симидцзу.

Всего по культуре японцев в фондах РЭМ насчитывается около 700 предметов.

Культура китайцев в коллекциях РЭМ

В истории формирования коллекционного фонда по культуре китайцев принимали участие многие известные люди. С первых дней создания музея Д.А. Клеменц в своих письмах обращался неоднократно за помощью к ученым, путешественникам и коллекционерам. Существенную помощь в организации сбора этнографических памятников китайской культуры непосредственно в городе Харбине и других местах Китая сыграл генерал-майор А.И. Вершинин. Ему, собравшему для музея десять ценных бронзовых курильниц, удалось наладить контакт между переводчиком, окружным инспектором Гражданского управления города Харбина Б.Г. Донатом и Д.А. Клеменцем.

По согласованию с Дмитрием Александровичем Б.Г. Донат не только сам собрал в 1906 году коллекцию мелкой пластики из розового дерева, но и привлек к сбору влиятельного китайского негоцианта Фу-Танжи. Большие по объему и ценные по составу, коллекции этого китайского чиновника были впоследствии переданы в другие музеи. Та же судьба постигла коллекции П.К. Козлова, князя Э.Э. Ухтомского, значительную часть коллекций его сына Д.Э. Ухтомского (в музее осталось только двадцать восемь подставок для буддийской скульптуры) и А.А. Макаренко (осталось восемь предметов — монеты и инструменты кузнеца).

Коллекциям, собранным и приобретенным в 1900—1902 годах у китайцев и русских солдат генерал-майором А.В. Верещагиным, талантливым собирателем и писателем, братом известного художника В.В. Верещагина, повезло больше. Из двенадцати его коллекций (400 экспонатов) в фондах музея сохранилось шесть, содержащих 239 предметов. Среди них памятники буддизма, декоративные предметы жилища, резные доски, печати, утварь, амулеты, подвески к поясу и в большом количестве (около 200 предметов) — женские серебряные украшения. Коллекции А.В. Верещагина были приобретены императором Николаем II и в 1903—1906 годах переданы в дар музею.

В 1913 году музей получил от правительства России ценнейшую коллекцию китайских серебряных украшений (79 предметов) купца первой гильдии Ф.М. Плюшкина, приобретенную после его смерти.

Общее число китайских вещей в фондах Российского этнографического музея составляет 502 предмета, входящих в 31 коллекцию.

Корейские коллекции собрания РЭМ

Разнообразием головных уборов отличается коллекционное собрание по культуре корейцев. Английские путешественники недаром называли Корею страной диковинных шляп. Значительное количество их имеется в первой коллекции по культуре корейцев, поступившей в 1903 году от известного ихтиолога П.Ю. Шмидта. В той же коллекции, содержащей свыше 300 предметов, представлены украшения, одежда, утварь, наборы хирургических инструментов, предметы личной гигиены, игры и акварельные рисунки, которые корейцы делают к сезонным праздникам.

Сходной по тематике и объему является коллекция, переданная в том же году господином Дульским — директором Гродековского музея Хабаровска. Она была собрана в Корее одной из специальных экспедиций, организованных Русским географическим обществом. Важнейшим источником по культуре корейцев-переселенцев, живших в конце XIX — начале XX века в деревне Янчиха Приморского края, является коллекция, собранная известным географом и краеведом Д.К. Соловьевым. Она характеризует практически все стороны культуры этой группы корейцев, в том числе табакокурение и музыку.

Коллекционное собрание по этнографии корейцев, насчитывающее свыше 1 080 предметов, является самым крупным по народам зарубежной Азии.