Коллекции по культуре евреев-ашкеназов

Коллекции музея по культуре евреев-ашкеназов, насчитывающие свыше 2400 экспонатов, — одно из наиболее полных собраний подобного рода, дающее представление о конфессионально-этнической специфике культуры этого народа, сложившейся в восточно-европейской диаспоре к концу XVIII столетия.


 

Происхождение этнонима

Коллекции музея по культуре евреев-ашкеназов, насчитывающие свыше 2400 экспонатов, — одно из наиболее полных собраний подобного рода, дающее представление о конфессионально-этнической специфике культуры этого народа, сложившейся в восточно-европейской диаспоре к концу XVIII столетия. Ашкеназы — термин, начиная со средних веков обозначавший евреев, проживавших на Рейне, а затем — во всех германских землях; впоследствии перешел на всех их потомков, говорящих на идиш.

Ф.К. Волков — основоположник еврейского собрания

Этнографический отдел Русского музея был одним из первых музеев в России XX века, который включил в свои собирательские программы памятники еврейской культуры. Начало собранию было положено в 1907 году Ф.К. Волковым — украинским антропологом и этнографом, подарившим музею пятнадцать предметов и пять фотографий.

Предметы религиозного культа А.А. Миллера

Командировки последующих лет других сотрудников музея значительно пополнили ашкеназские коллекции. Коллекция А.А. Миллера, включающая 54 предмета, разнообразна по тематике: покровы для свитка Торы, атрибуты праздничной и семейной обрядности, тексты молитв, брачные документы, одежда. Позднее, в 1911 году, А.А. Миллером была куплена для музея уникальная серебряная ханукия — символический светильник для праздника Хануки. Работа последних лет по расшифровке клейм на серебряных еврейских изделиях позволяет отнести ее к числу лучших образцов еврейского ювелирного искусства XVIII века.

Интерес Миллера к культуре евреев был вполне профессиональным. Являясь ведущим специалистом по этнографии народов Кавказа, он собрал одну из первых этнографических коллекций по горским евреям — одной из многочисленных этнических общностей этого региона. Его ашкеназская и кавказская еврейские коллекции отражают глубокое понимание общей конфессиональной основы и региональной специфики обеих субкультур.

Вклад А.К. Сержпутовского в еврейское собрание

Поездка А.К. Сержпутовского в Царство Польское добавила в ашкеназское собрание музея двенадцать предметов мужской и женской одежды, а в 1923 году из экспедиции в Белоруссию привез коллекцию еврейских женских париков и головных уборов.

Поступления из частных собраний

В традициях музея еврейское собрание формировалось также за счет даров от частных лиц и покупок от "собирателей редкостей, торговцев старинными вещами": М.Е. Свердлова (1910), Б.-М.А. Веселовской-Шанявской (1911), А.И. Новодворского (1911). В 1914 году в Русский музей отошла часть коллекций известного псковского коллекционера Ф.М. Плюшкина. Очевидно, благодаря своим художественным достоинствам нашли место в его коллекции и "предметы еврейской старины", попавшие затем в ашкеназское собрание Этнографического отдела. Действительно, шестнадцать предметов из коллекции Ф.М. Плюшкина.

Роль С.А. Ан-ского в музейной иудаистике

В истории формирования этнографического собрания евреев-ашкеназов решающую роль сыграла передача части коллекций, принадлежавших Еврейскому историко-этнографическому обществу в Санкт-Петербурге (1908—1929). Эти коллекции были собраны во время экспедиции в еврейские местечкаи Волыни и Подолии в 1912—1914 годах, а организатором и руководителем экспедиции был известный еврейский общественный деятель, писатель, фольклорист С.А. Ан-ский (псевдоним; настоящее имя Ш.-З. А. Раппопорт, 1863—1920). Экспедиционные материалы Ан-ского сначала составили основу Еврейского музея Еврейского историко-этнографического общества, который был открыт в 1917 году.

В мае 1918 года Ан-ский, опасаясь беспорядков и погромов в Петрограде, передал на хранение в Русский музей часть коллекций, которые были объявлены государственным достоянием и включены в состав собраний государственных музеев. Так часть коллекций Еврейского музея влилась в еврейские собрания Этнографического отдела. 

Коллекция Ан-ского в собраниях Российского этнографического музея, насчитывающая 295 предметов, дает многоаспектное представление о традиционной культуре еврейского местечка в России XIX века: Среди памятников этой коллекции особенно интересен синагогальный текстиль, ценнейшие серебряные изделия и амулеты. 

Одежда представлена несколькими женскими комплексами, нагрудниками-брустихлами, головными уборами, облачением Кайдановского цадика, кафтаном раввина, мужскими головными уборами, поясами. Уникальна коллекция брустихлов — устойчивого компонента еврейского женского костюма, выполнявшего функцию оберега. 

Ан-ский собрал cотни зарисовок орнаментов с еврейских надгробий, иллюстрированные Пинкасы — книги еврейских общин, рисунки и открытки. В собраниях Российского этнографического музея хранятся шесть рисованных лубков — единственных подлинных образцов еврейского изобразительного народного творчества, сохранившихся до наших дней.

Материалы ОЗЕТа в музее

В середине 1920-х годов в структуре Белорусского отдела РЭМ была организована еврейская секция музея. Позже, в 1930-е годы, когда руководителем еврейской секции был назначен И.М. Пульнер (1900—1942), она стала самостоятельным научным подразделением. Его первоочередной задачей являлось строительство выставки "Евреи в царской России и в СССР". Выставка представлялась актуальной в свете свершившегося исторического события — образования в 1934 году Еврейской автономной области.). Почти два года шла подготовка выставки.

За это время И.М. Пульнер совершил несколько командировок и экспедиций в Еврейскую автономную область (1937), на Украину (1938, 1939), в Грузию, Азербайджан (1938), собирая материалы по традиционной культуре и новой советской тематике. Летом 1938 года, после ликвидации ОЗЕТа (Общества по земельному устройству трудящихся евреев) и его центрального совета через Пульнера в музей был передан огромный архив, содержащий в фотодокументах — практически полную историю организации еврейских сельскохозяйственных центров на Украине, в Крыму, на Кавказе в 1920-х годах, а также историю "национального строительства" в Еврейской автономной области до 1938 года. Часть этих фотографий была включена в материалы выставки "Евреи в царской России и в СССР", которая открылась 10 марта 1939 года.

Вклад И.М. Пульнера в собрание по евреям

За короткий период работы, с 1937 по 1941 год, И.М. Пульнером было приобретено двенадцать коллекций, насчитывающих около четырехсот предметов. Так, в 1938 году из Киева, при содействии музыковеда М. Береговского, в музей поступила редкая коллекция клезмерских музыкальных инструментов; из Украинского музея народного искусства была получена коллекция рисунков набоек и самих ковриков-набоек, коллекция литографий с изображением еврейских надгробий, старинный Мизрах (настенное украшение для обозначения восточной стороны) и другие. Из фондов Еврейского музея в Одессе была передана коллекция лекех-бретлах — пряничных форм; детских игрушек, используемых в праздники Пурим и Лаг-Баомер; коллекция самодельных резных шахмат с символикой иудаизма. Коллекция обрядового и праздничного печенья, приобретенная И.М. Пульнером в городе Бершади, насчитывает сто одно наименование и является наиболее представительной среди собраний подобного рода.

Сотрудничество с художником С.Б. Юдовиным дополнило ашкеназское собрание. В 1938 году С.Б. Юдовин совершил поездку в местечко Бешенковичи в Белоруссии, откуда привез обширный материал по местному Пуримшпилю (игровое представление на праздник Пурим, в основу сценария которого положена "Книга Эстер"), эскизы костюмов пуримшпиллеров, реквизит, а также серию рисунков с орнаментами еврейских надгробий. Все это вместе с шестьюдесятью авторскими графическими листами С.Б. Юдовин передал в еврейские коллекции Этнографического музея.

Ценные поступления из Музея народоведения

В 1948 году ашкеназское собрание было дополнено собраниями Государственного музея народов СССР, где наибольшую ценность представляют материалы того же И.М. Пульнера, который в 1931 году работал в белорусской экспедиции по заданию Музея народоведения. Еще одна большая еврейская коллекция была сформирована в 1954 году из ранее не регистрированных предметов. Эта сборная коллекция насчитывает 87 предметов. Большую ее часть составляют серебряные культовые и обрядовые предметы, ювелирные украшения, части одежды, женские парики.

Новый этап в истории еврейского собрания РЭМ

С конца 50-х годов до начала 1990-х годов собрание пополнялось за счет редких даров,покупок и передач из официальных организаций.Начало 1990-х годов — новый этап в истории еврейского ашкеназского собрания Российского этнографического музея: на основе коллекций, в основном на материалах Ан-ского, была создана выставка "Маршрутом Ан-ского. Жизнь еврейского местечка в царской России". Работа над концепцией и каталогом выставки потребовала атрибуции памятников. Экспонирование выставки в ведущих Еврейских музеях Европы, Израиля, США убедительно показало, насколько ашкеназское собрание Российского этнографического музея сопоставимо с крупнейшими еврейскими собраниями мира и насколько оно неповторимо. В настоящее время эти коллекции являются важнейшим и, возможно, единственным полным источником для изучения традиционной культуры ашкеназских евреев в России конца XVIII — начала XX века.