Коллекция по культуре саамов Росии


Коллекция по этнографии саамов в Российском этнографическом музее имеет исключительное значение, поскольку это крупнейшее в нашей стране (более 2 000 экспонатов) собрание, объединяющее памятники культуры саамов России (кольские саамы), Норвегии и Финляндии. Его основная часть была сформирована в то время, когда еще сохранялись многие традиционные формы саамской культуры, что нашло отражение в материалах музея. К числу первых экспонатов относится собранная в 1903 году у Кольских саамов коллекция, принадлежавшая русскому консулу в Норвегии О.О. Визелю. Она имеет важное значение для характеристики одежды, утвари и средств передвижения. Как писал сам Визель, огромную помощь в работе ему оказал священник церкви святых Бориса и Глеба протоиерей Константин Щеколдин, передавший в коллекцию большое количество экспонатов. Два полевых сезона в 1907 и 1909 годах у саамов по заданию Этнографического отдела провел художник В.А. Плотников. Он занимался изучением и комплектованием предметов одежды и оленьей упряжи. Им было приобретено и детально описано традиционное жилище Кольских саамов — вежа. Плотников выполнил также серию этнографических рисунков, отражающих культуру и быт этого северного народа.

В 1925 году начала свою работу Лопарская экспедиция, в которой приняли активное участие Д.А. Золотарев и В.В. Чарнолуский. В течение нескольких полевых сезонов ими было приобретено несколько этнографических коллекций, которые имеют монографический характер. Их описанием занимался В.В. Чарнолуский, специализировавшийся по культуре саамов. В них представлены предметы, характеризующие хозяйство саамов (рыболовство, охоту, оле­неводство, промыслы), одежду, утварь; предметы, связанные с народной медициной, и культовые раритеты; имеются также архаические куклы, в которые играли дети и девушки. В целом собрание Российского этнографического музея по этнографии саамов достаточно хорошо отражает комплексный характер их хозяйства, включает основные орудия труда и инструменты для их изготовления.

Из типичных для саамов средств передвижения в собрании имеются вьючное седло и знаме­нитые лодки-сани — кережи. Представлены как ездовые для взрослых и для детей, так и гру­зовые кережи, а также варианты оленьей упряжи для свадебного выезда жениха и невесты. Достаточно полна и разнообразна коллекция утвари для приготовления и употребления пищи — чашки, тарелки, ложки. Уникальны берестяные дорожные скатерти. В коллекции представлены сшитая из бересты повседневная утварь (короба, туеса, корзины), использовавшаяся для приготовления и хранения пищи, и небольшие берестяные коробочки для хра­нения мелких предметов. Интересно, что в их крышках часто помещались шумящие обереги. В фондах Российского этнографического музея также хорошо представлены разнообразные меховые и замшевые сумки, которые в кочевом быту саамов использовались для хранения и перевозки продуктов, одежды, утвари.

Особое место в коллекции занимают образцы одежды различных возрастных и локальных групп населения. Она включает как нательную, так и верхнюю одежду из сукна и меха. Уникальны печок (зимняя верхняя одежда), а также мужские и женские головные уборы разного типа.

Из предметов верований в фондах имеются амулеты — медвежьи и волчьи зубы, которые носили на поясе, и щучьи челюсти, которые вешали над дверьми. По представлениям саамов, они служили для защиты детей от «испуга», а взрослых — от болезней. В коллекции есть также предметы православного культа — киоты, иконы-складни и деревянная скульптура Нила Столбенского — святого, популярного на Русском Севере, в том числе и у православных Кольских саамов.

Коллекция памятников по этнографии Кольских саамов дает полное представление об их традиционной культуре и является бесценным источником для сравнительного изучения разных групп этого народа, проживающих в разных странах.


СЕРГЕЛЬ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ? —ПОСЛЕ 1934

Корреспондент Этнографического отдела. Окончил естественное отделение Санкт-Петербургского университета. В1903 году, побуждаемый, по его собственным словам, «любознательностью и страстью к путешествиям», предпринял длительную поездку по Северной России в бассейн реки Печоры. С 1906 года стая корреспондентои Этнографического отдела, его первой этнографической экспедицией стало четырех­месячное путешествие к коми-зырянам в Вологодскую губернию, во время которого он собрал 7 коллекций , из 490 экспонатов. В 1907—1909 годах по заданию Этнографического отдела С.И. Сергель предпринял по-луторагодовую экспедицию к саамам Норвегии и Фин­ляндии. Результатом этой экспедиции стала коллекция из 317 предметов, приобретенных у норвежских саамов, 67 экспонатов — у саамов Финляндии и 93 фотографии, выполненные в условиях годовой кочевки с семьей оленеводов Финмаркена в Норвегии. Все собранные коллекции были тщательно зарегистрированы собирателем. Автор книг «Год кочевки с лопарями» (М.; П., 1927) и «В зырянском крае» (1928). Репрессирован в середине 1930-х годов.

 

ЧАРНОЛУСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ 1894—1969

Этнограф, фольклорист, художник, путешественник. В1925 году окончил этнографическое отделение 1ёо-графического института, В1922 году работал на полу­острове Канин, где изучал оленеводства У ненцев. Участник Лопарской экспедиции (1927), работал под, руководством Д.А. Золотарева, специализировался на изучении оленеводства и быта саамов. В1927—1928 годах приобрел для Этнографического отдела и тщательно зарегистрировал коллекции по культуре саамов Кольского полуострова (128 предметов), В 1935 году передал в фототеку музея фонографии по культуре карелов и саамов. Репрессирован в 1938 году. Опубликовал «Материалы по быту лопарей» (П., 1930); посмертно был издан подготовленный им сборник саамского фольклора «В краю летучего камня. Записки этнографа» (М., 1972).

Фото

НОЖ ДЕКОРАТИВНЫЙ ДЛЯ РАЗРЕЗАНИЯ БУМАГИ В НОЖНАХ ИЗ РОГОВ ОЛЕНЯ Саамы. Кольский полуостров. Изготовлен в 1931 году :   Поступил в музей в 1951 году
НОЖ ДЕКОРАТИВНЫЙ ДЛЯ РАЗРЕЗАНИЯ БУМАГИ В НОЖНАХ ИЗ РОГОВ ОЛЕНЯ Саамы. Кольский полуостров. Изготовлен в 1931 году : Поступил в музей в 1951 году
ПЕРЕВЯЗЬ ОХОТНИКА. Саамы Терского берега Белого моря. Погост Лумбовский Кольского уезда Архангельской губернии. Конец XIX — начало XX века Экспедиция Д.А. Золотарева и В.В. Чарнолуского
ПЕРЕВЯЗЬ ОХОТНИКА. Саамы Терского берега Белого моря. Погост Лумбовский Кольского уезда Архангельской губернии. Конец XIX — начало XX века Экспедиция Д.А. Золотарева и В.В. Чарнолуского
СКАТЕРТЬ СКЛАДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ИЗ БЕРЕСТЫ. Саамы Терского берега Белого моря. Кольский уезд Архангельской губернии. Конец XIX — начало XX века Экспедиция Д.А. Золотарева и В.В. Чарнолуского 1927—1928 годов Употреблялась в торжественных случаях при приеме гостей в саамском переносном жилище. Обычно — свадебный подарок матери.
СКАТЕРТЬ СКЛАДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ИЗ БЕРЕСТЫ. Саамы Терского берега Белого моря. Кольский уезд Архангельской губернии. Конец XIX — начало XX века Экспедиция Д.А. Золотарева и В.В. Чарнолуского 1927—1928 годов Употреблялась в торжественных случаях при приеме гостей в саамском переносном жилище. Обычно — свадебный подарок матери.