Коллекции по культуре народов Кавказа и Крыма

Музей по праву гордится замечательными коллекциями памятников традиционной культуры народов Кавказа, одного из самых интересных в этнографическом отношении регионов Европы. Они стали поступать уже в первые годы работы музея, первая коллекция датирована 1903 годом. Не менее интересными являются собрания памятников крымской этнографии, которые поступили в музей из материалов Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 года. Музейное собрание по народам Кавказа превышает 25 тысяч предметов.


 

Общий взгляд на собрание

Комплектование кавказских вещей отвечало всем задачам, которые ставились перед музеями в конце XIX — начале XX века, и, в частности, перед Русским музеем императора Александра III, частью которого был Этнографический отдел. Музей, содержащий этнографические предметы, должен был служить, по мнению ученых, стоявших у истоков музеев национального типа, ряду задач. Такой музей является могущественным средством достижения народного самосознания, представляя Россию в ее этнографическом своеобразии через национальную и государственную идею. Изучение неславянских народов должно было послужить для сравнительного изучения этнографии России и для показа сферы русского культурно-политического влияния на Востоке. 

Но комплектование кавказских коллекций в Российском этнографическом музее на всем протяжении его истории отвечало той части русской национальной идеи, которая ставила представление реальной этнической картины в регионах России выше показа культурно-политического влияния центра. 

В целом можно утверждать, что в собрании Российского этнографического музея отражена специфика традиционной культуры большинства кавказских народов и отчасти народов Передней Азии и Причерноморья. Музейные коллекции являются ценнейшим источником для изучения традиций и современного состояния Кавказа и Крыма как своеобразных территорий с особым историческим и национальным колоритом.

К.А. Иностранцев и музейное кавказоведение

Одним из первых собирателей стал К.А. Иностранцев, специалист по мусульманскому Востоку и сасанидскому Ирану, исследователь арабских и персидских рукописей. Ему, прежде кабинетному ученому, с первых дней работы в музее пришлось переквалифицироваться в этнографа-полевика, работавшего преимущественно на Кавказе. Первая поездка ученого в регион была совершена в 1902 году с целью формирования на местах группы корреспондентов музея. К.А. Иностранцев договорился с рядом представителей местной администрации, из которых наибольший след в собрании музея оставил чиновник Министерства земледелия А.С. Пиралов, подготовивший коллекции по разным народам Закавказья и Дагестана. Но вскоре определилась необходимость личной собирательской работы сотрудников музея. В 1903—1904 годах К.А. Иностранцев совершил поездки на Кавказ, где им были собраны коллекции по терским казакам, ногайцам, чеченцам, аварцам, андийцам, даргинцам, лакцам, азербайджанцам.

При большой ценности всех поступлений особо следует отметить ногайскую коллекцию, включавшую такие уникальные объекты, как свадебная кибитка и другие предметы свадебного ритуала ногайской знати. В 1906 году местом работы ученого стали Большая Кабарда и Карачай. Среди приобретенных здесь предметов быта наиболее интересен костюм женщины из карачаевского княжеского рода. В следующем году 1907 году К.А. Иностранцев собирал коллекции в Ленкорани, где получил дары от Мир-Ахмад-хана Талышского — детали отделки дворца хана. К сожалению, они погибли в годы блокады Ленинграда. Данные поступления подтверждают умение К.А. Иностранцева вести работу среди представителей местной элиты. Всего им была собрана 31 вещевая коллекция, материалы которых дополняла фотоколлекция. Однако к концу 1908 года ученый подал в отставку, и его просьба была удовлетворена.

Вклад местной интеллигенции

В годы работы К.А. Иностранцева в музее прекрасно зарекомендовал себя метод подготовки собирателей из числа обучавшейся в столицах местной молодежи. Особенно заметны имена студентов — З.П. Валаева, собиравшего коллекции по осетинской и балкарской культуре, и С.А. Гатуева, собирателя чеченской коллекции. 

Среди представителей местной интеллигенции в эти годы можно назвать собирателей предметов армянской и азербайджанской культуры — архидиакона Армянской апостольской церкви С.В. Тер-Аветисяна, православного священника из Сванетии И.Ф. Нижерадзе, врача М.О. Зандукели и студента Ф.Т.Сахокия, собиравших коллекции по этнографии грузин. В 1903 году поступила первая коллекция от крупного тифлисского торговца и коллекционера М.М. Чарухчева. Все эти люди, несмотря на разницу в жизненных позициях и воспитании, отдавали себе отчет в необходимости представления кавказских вещей в музее далекой северной столицы. 

Близкую роль в собирательской деятельности сыграли и представители российского чиновничьего сословия, оказавшиеся на переднем крае контакта России и Востока; к ним, например, относится агент Российского учетно-ссудного банка в Урмии (Иран) А.Н. Петров.

Треть кавказского собрания: А.А. Миллер

В 1908 году К.А. Иностранцева в качестве главы востоковедческих исследований сменил А.А. Миллер. Весь путь А.А. Миллера как ученого отличался единством двух профессий— этнографа-музееведа и археолога. Собранные им вещевые коллекции по кавказской этнографии насчитывают 1 076 объектов музейного учета, что составляет почти треть всего кавказского собрания. В научной деятельности А.А. Миллера выделяются три этапа: комплектование собрания музея дореволюционного периода, работа по сбору разнообразного исторического материала в тылах Кавказской армии в 1916 году, археолого-этнографическое исследование Северного Кавказа на посту начальника Северо-Кавказской экспедиции Государственной академии истории материальной культуры в 1923—1933 годах. 

Первую свою поездку А.А. Миллер совершил в 1907 году в Абхазию. Его абхазская коллекция, составляющая две трети собрания музея по культуре данного народа, не имела аналогов даже в Абхазском музее в Сухуми до гибели его коллекций в ходе грузино-абхазского конфликта 1990-х годов. Достаточно упомянуть уникальный набор предметов, связанных с культом кузницы. 

В 1907—1909 годах А.А. Миллер работал на Восточном Кавказе, закладывая основы изучения азербайджанской культуры в Российском этнографическом музее. Он собрал уникальную коллекцию по культуре горских евреев из Куба; из Тифлиса привез грузинские и армянские коллекции. Ученый открывает многие центры изготовления ковров в Азербайджане, в том числе у татов и лезгин. 

Исследователь работал на Северо-Западном Кавказе у кубанских адыгов, бжедухов, шапсугов, бесленеевцев, Ряд собранных им предметов: элементы одежды, детали жилища, оружие, — через десять лет уже нельзя было не только приобрести, но даже и увидеть в быту.

Сборы А.К. Сержпутовского

По программе А.А. Миллера работали также другие сотрудники музея и представители российской интеллигенции. Большой вклад в создание кавказских коллекций музея внес А.К. Сержпутовский, будучи специалистом по этнографии белорусов. В 1910—1911 годах он приобрел для музея обширные собрания вещей в труднодоступных районах Западного Дагестана у народов аварской языковой группы. Он был одним из тех, кому мир обязан документальным подтверждением существования уникальных малочисленных этносов, таких как бежтинцы, гинухцы, ботлихцы, багулалы, каратинцы, а также наличием аварских и андийских коллекций. В 1910-х годах А.К. Сержпутовский работал на Черноморском побережье Кавказа, откуда привез уникальные вещи культуры черноморских шапсугов, а также неповторимые наборы бытовых предметов культуры абхазов и грузин-мегрелов. 

И вновь о собирателях петербургской и местной интеллигенции 

Для отражения в музее реалий материальной культуры дагестанских народов большое значение имели сборы художницы А.Л. Млокосевич, работавшей преимущественно в аварских селениях и трагически погибшей во время экспедиции. Культура различных этносов Дагестана получила свое отражение в фондах Российского этнографического музея и благодаря местному жителю, кубачинскому собирателю Магомет-оглы Саиду. 

В среде армян и курдов активно работали профессор императорской Академии художеств А.П. Эйснер, А.А. Флоренский и А.Б. Лорис-Калантар. В Грузии в конце первого десятилетия ХХ века активно работали местный житель врач М.О. Зандукели, приват-доцент Санкт-Петербургского университета Н.С. Державин, художники А.Л. Млокосевич и Л.В. Дмитриев-Кавказский. Большие хевсурские коллекции приобрел будущий сотрудник музея, а тогда студент, Г.А. Бонч-Осмоловский.

Сборы этнографических материалов в Крыму

Не менее интересными являются собрания памятников крымской этнографии; первые из них поступили в музей из материалов Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 года. Прекрасные коллекции одежды и вышитых изделий из селений южного берега Крыма привез в 1905 году. К.А. Иностранцев. А.А. Миллер совершил поездку в район акватории в 1913 году. Его респонденты в течение нескольких лет передавали в музей предметы культуры крымских народов. Пополнили фонды музея также сборы П.Н. Бекетова, известного ученого-тюрколога А.Н. Самойловича, коллекции, собранные представительной крымской интеллигенцией.

Из частных коллекций

Характеристика собирательской работы музея по народам Кавказского региона и Крыма между первой русской революцией и Первой мировой войной была бы неполной без упоминания о поступлениях из частных коллекций. Так, множество разноэтничных предметов поступило от известного псковского собирателя древностей Ф.М. Плюшкина. Коллекцию своеобразных керамических сосудов из села Харагоули, собранные в разные годы персидские и турецкие, а также крымские вещи передал музею управляющий Русским музеем великий князь Георгий Михайлович.

Последние сборы под руководством А.А. Миллера

В 1915—1916 годах музей после некоторого затишья снова обратился к активной собирательской работе. На Восточный Кавказ отправился ученик А.А.Миллера К.З. Кавтарадзе. Здесь он приобрел азербайджанские, армянские и грузинские коллекции, а также еврейские из Дербента. Сам же А.А. Миллер направился вслед за наступающей на Кавказе русской армией в Турецкую Армению, где приобрел фактически весь комплекс бытовых предметов, отражающий реалии Западной Армении. 

1920-е годы характеризуются активной экспедиционной работой на Северном Кавказе А.А. Миллера и поступлением в музей вещей из дворцовых собраний. Руководство А.А. Миллером Северо-Кавказской экспедицией Государственной академии истории материальной культуры было плодотворно и привело к существенному пополнению адыгских и осетинских материалов. Особо следует отметить предметы погребального инвентаря из наземных могильников Северной Осетии, хранивших памятники позднего средневековья и исключительно полный набор предметов, связанных с горским земледелием (орудия обработки почвы и сбора урожая, атрибутика аграрных праздников). 

Последними поездками для сбора вещей, задуманной под руководством А.А. Миллера, были экспедиции 1929—1933 годов Л.В. Костикова и К.Г. Данилиной к кумыкам и Ф.А. Фиельструпа к рутульцам и цахурам.

Поступления из царских дворцов

В первые десятилетия советской власти основные принципы собирательской работы музея не изменились, но сам музей был превращен в открытое для публики учреждение. В фонды музея стали поступать вещи из собраний дворцов и частных особняков. Из Дворца искусств (так назывался Зимний дворец в первые годы советской власти), Аничкова, Гатчинского и других дворцов были переданы дары восточных властителей русским императорам, а также предметы этнического антиквариата. Среди них можно отметить изготовленные в Дагестане, Кабарде, Осетии, Грузии парадную одежду и оружие, принадлежавшие императорам Александру III и Николаю II и другим членам императорской семьи. Так из различных источников были собраны вместе наиболее представительные образцы материальной этнической культуры средних и элитных групп кавказского населения.

Сборы в Крыму в 1920-е годы

В 1920-х годах собрание музея было существенно пополнено предметами по культуре народов Крыма. Основными собирателями здесь выступили известные ученые-востоковеды Г.А. Бонч-Осмоловский и Ф.А. Фиельструп. Вместе с ними работали молодые этнографы С.А. Трусова и Л.В. Макарова.

Вклад Е.Н. Студенецкой в музейное кавказоведение

Создание в 1934 году Государственного музея этнографии на базе Этнографического отдела сопровождалось почти полной сменой его кадров: история музея в этом плане была частью истории всей страны. 

К счастью для кавказоведения, в Российском этнографическом музее ведущей фигурой следующего периода его истории стала Е.Н. Студенецкая, профессиональный этнограф, воспитанный в традициях гуманитарной науки начала века. Евгения Николаевна собрала 56 коллекций, состоящих из 1 200 экспонатов, отсняла более 2 000 фотографий. 

Первая экспедиция Е.Н. Студенецкой прошла в горной Сванетии, ею была поставлена задача правдивого отражения ситуации в национальной культуре и поиска в полевой работе этнографа прогрессивных элементов быта и культуры, что отвечало сути советской эпохи. Определенной данью времени был сбор вещей, принадлежавших беднейшим слоям населения. 

Сферой преимущественных интересов Е.Н. Студенецкой было изучение этнографии народов Северного Кавказа, а в области исследования музейных коллекций — изучение национального костюма. С этими направлениями связаны и самые интересные ее приобретения в фонд музея в первой половине 1930-х годов. 

Ко второй половине 1930-х годов в музейном кавказоведении сформировались два направления полевых исследований: северо-кавказское и закавказское. В предвоенные годы в Грузии начинал В.П. Муратхан, который собрал много коллекций практически по всем этнографическим группам грузин.

ВОВ и собиратели послевоенных лет

Отлаженный ритм поездок на Кавказ, предполагавший его многостороннее изучение, был прерван Великой Отечественной войной, эвакуацией части собрания музея, последующим восстановлением здания и экспозиций. Экспедиции возобновились в 1946 году в условиях последствий войны и депортаций ряда кавказских этносов и этнических групп. В 1940—1960-е годы Е.Н. Студенецкая выступила собирателем грузинских и кабардинских коллекций. В середине 1950-х годов вновь возобновилась работа в Дагестане, ее проводили сотрудники музея Л.Ф. Виноградова, Н.П. Соболева, Э.Г. Торчинская, А.Л. Натансон, но ведущая роль в этих исследованиях принадлежала Л.Ф. Виноградовой.

Ценные поступления из московского Музея народоведения

В 1948 году кавказское собрание музея получило ценное пополнение из московского Государственного музея народов СССР. Московские вещи в сумме составили 3 865 предметов. Дореволюционные были собраны крупными российскими учеными М.М. Ковалевским, Г.И. Радде, Н.Н. Харузиным. Вторая часть московского собрания была сформирована в советские годы. Начало ей положили всесоюзные выставки 1920-х годов. В дальнейшем собрание московского музея комплектовалось его экспедиционными сборами. Участниками экспедиций были крупные ученые-кавказоведы Е.М. Шиллинг, Н.Ф.Яковлев, В.К. Гарданов, Л.А. Добрускин, Б.А. Куфтин и другие. Самыми значительными поступлениями были грузинское, кубачинское и адыгское. Ценным было также пополнение РЭМ по культуре абхазов, армян, азербайджанцев, талышей и народов Крыма.

Поступления 1960—1980-х годов

В 1960—1980-е годы продолжалась работа по сбору этнографического материала в Грузии (Е.Н. Студенецкая, Н.П. Соболева), Армении (А.Л. Натансон), Азербайджане (Э.Г. Торчинская). Усилиями Э.Г. Торчинской сформировано многочисленное собрание по этнографии азербайджанцев и пополнены коллекции по культуре удин, татов, талышей, айсоров и курдов. 

В послевоенное время сбор вещей по народам Крыма был весьма ограничен, но нельзя не упомянуть о деятельности активиста и собирателя вещей по этнографии крымчаков — Е.И. Пейсаха. Именно ему музей обязан наличием в его собрании коллекций по этнографии этого немногочисленного крымского народа. 

С 1960-х годов на задачи сбора предметов материальной культуры стала оказывать влияние подготовка экспозиций музея по современности, при этом опыт этнографов музея позволял безошибочно отбирать вещи, остававшиеся в пределах традиции. 

С целью пополнения вещевого собрания в 1970-е—1980-е годы были осуществлены экспедиции В.А. Дмитриева в Чечню, Осетию, Кабарду и адыгские районы, Е.Я. Селиненковой — в Грузию, А.М. Бианки — в Армению, Е.Б. Кочетовой — в Дагестан. Наряду с этим нарастал объем поступлений от организаций, связанных с народными промыслами. Особо следует упомянуть ряд коллекций, поступивших в Российский этнографический музей от Общества охраны памятников Грузии и общества "Арси", тесно сотрудничавших с музеем. 

1980-е годы были временем активного поступления художественных изделий от частных лиц: медной утвари, ковров, ковровых изделий и ювелирных предметов, включающих украшения и оружие.

Объем кавказского собрания

В результате столетней собирательской деятельности вещевое кавказское собрание Российского этнографического музея превысило 25 000 единиц. Оно позволяет судить о различных сторонах жизни своеобразной этнокультурной зоны с многонациональным населением.

Народы Северного Кавказа в музейном собрании

В собрании музея присутствуют материалы, относящиеся как к единой культуре западных адыгов (адыгейцев), так и к культуре их отдельных этнографических групп. Культура адыгских этносов может изучаться по коллекциям черкесских, кабардинских вещей; имеется также небольшая коллекция предметов абазинской культуры.

Многонациональный Дагестан

Достаточно полно отражена культура многонационального Дагестана. В музее присутствуют коллекции по культуре ногайцев (группа караногайцев), кумыков, аварцев и таких народов аварской группы, как андийцы, бежтинцы (капучинцы), богулальцы, ботлихцы, годоберинцы, гинухцы, гунзебцы, дидойцы, каратинцы, тиндалы, а также коллекции по культуре даргинцев и родственных им кайтагцев и кубачинцев, лакцев, лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахур, агулов. Несколько коллекций дают представление горских евреях, проживающих в Дагестане и Азербайджане. 

Разнообразно собрание по карачаевцам и балкарцам. 

Осетинская традиционная культура представлена предметами, собранными у двух этнических групп этого народа: иронцев и дигорцев. По культуре ингушей имеется небольшая коллекция, поступившая в 1908 году; чеченцы представлены шире, об их культуре можно судить по утвари, одежде и узорным войлокам, имеется также старинный женский головной убор, вызывающий большой интерес исследователей.

Коллекции по народам Закавказья

В музее хорошо представлены различные территориальные группы азербайджанцев. Имеется несколько коллекций по татам-мусульманам, талышам. Несколько предметов относятся к культуре одного из загадочных народов Кавказа — удинам. 
Собрание вещей по армянской культуре является источником по двум основным этнографическим областям — восточной и западной, и по ряду локальных групп. Помимо предметов армянской культуры Армении, имеются экспонаты из регионов Северного Кавказа, коллекции амшен Причерноморья и Турецкой Армении. 

Грузинская этнография широко представлена традиционными и современными предметами. Имеются экспонаты, отражающие своеобразие всего этноса и этнографических групп грузинского народа. Западный Кавказ представлен также собранием предметов по абхазской этнографии. 

В Российском этнографическом музее есть вещи по культуре народов, проживающих в сопредельных с кавказским регионом странах. К последним можно отнести коллекции по этнографии ассирийцев (айсоров), курдов, иранцев, турок, греков Причерноморья. Есть также небольшое количество индийских, абиссинских, цыганских предметов.

Культура народов Крыма

В музее собрана представительная коллекция по народам Крыма: крымским татарам, караимам, крымчакам, а также небольшая, но ценная коллекция по грекам Крыма. Крымско-татарская культура отражена достаточно полно в области земледелия и виноградарства, городских ремесел, есть коллекция предметов одежды, но особенно хорошо представлены образцы вышивки и узорного тканья.

Костюм народов Кавказа в собрании музея

Одной из наиболее представительных категорий предметов культуры является национальная одежда и сопутствующие ей аксессуары. Национальный костюм народов Северного Кавказа представлен различными комплексами — от промысловой одежды до парадного костюма. Среди них следует отметить комплект пастушеской одежды карачаевцев и балкарцев и несколько женских костюмов адыгского типа из подарков императрице Марии Федоровне. Несомненную уникальность демонстрируют два корсета адыгских девушек и собрание украшенных галуном и золотным шитьем высоких девических шапочек. Как исторический источник особую ценность представляют детали одежды из средневековых склепов Осетии и Ингушетии. 

В музее хорошо представлена одежда народов Дагестана. Имеется полный женский костюм южных аварцев с головным убором, костюмы аварского мальчика и пастуха, мужская и женская одежда дидойцев и каратинцев, женская одежда ботлихцев и богулальцев. Одежда народов даргинской группы представлена несколько хуже, но есть полный женский костюм кайтагцев, одежда кубачинок, мужские и женские шубы; одним из последних приобретений стал детский кафтанчик с многочисленными украшениями-амулетами. Музей также хранит одежду народов южного Дагестана, включая горских евреев. Особо может быть упомянута мужская и женская одежда ногайцев. В собрание одежды народов Дагестана входит также несколько видов головных уборов и большое количество обуви. 

В азербайджанских коллекциях хранится четыре комплекта мужской одежды с разнообразными вариантами мужских головных уборов. Здесь представлены также костюм и детали одежды азербайджанок Дагестана. Большой интерес представляет обширная коллекция женских головных платков, образцов обуви и вязаных носков. Собрание одежды армян позволяет продемонстрировать ряд локальных вариантов костюма. Есть комплекты женской одежды из Ахалциха, из Артвинского и Ардаганского уездов Батумской области, из Шуши и Тифлиса. А.А.Миллер в 1916 году из окрестностей города Ван привез пять полных комплектов одежды. Ценным было поступление в 1958 году из области Гори единственного сохранившегося в новое время традиционного костюма армян 

В собрании по грузинской одежде присутствуют костюмы как общенационального образца, так и различных этнографических и социальных групп (купцов, уличных торговцев, ремесленников). Имеется несколько полных костюмов горцев-хевсуров, дополненные оружием, как того требовала традиция. Достаточно полно представлена одежда карталинцев, пшавов, тушин, сванов, кахетинцев; есть имеретинский мужской костюм. Западная Грузия лучше всего представлена одеждой аджарцев и лазов, интерес для исследователей представляет костюм гурийского дворянина. Хорошо представлена одежда в коллекциях по культуре ассирийцев и курдов.

Ювелирные украшения и оружие

Постоянный интерес к изучению одежды был стимулом и для сбора ювелирных украшений и оружия, так как к этим вещам относились как к составной части традиционного костюма. Особенно много украшений поступило из селений Дагестана и разных регионов Закавказья. Помимо серебряных изделий, наиболее типичных для всего Кавказа, ряд предметов из золота с применением эмалей отражает своеобразие ювелирного дела на Юго-Восточном Кавказе, а также влияние со стороны соседнего Ирана. Для Дагестана и Закавказья характерно производство не только украшений, но и утвари с использованием драгоценных материалов. Из числа ювелирных изделий удалось собрать относительно большую и разнообразную коллекцию мужских и женских поясов. Предметы ювелирного промысла позволяют говорить о национальных установках в орнаменте и технике, о центрах производства: адыгском, владикавказском, лакском, кубачинском, закатальском, бакинском, тифлисском, ахалцихском и некоторых других. 

В музее собралась представительная коллекция оружия, на основе материала которой основные характеристики кавказского оружия выявляются вполне четко. Особого упоминания заслуживают кинжал армянской работы, датируемый 1827 годом, сабли и палаши из горных районов Грузии, собрание лучших образцов кавказских шашек и кинжалов из числа подарков членам императорской фамилии, старинное адыгское оружие. Музей обладает замечательной коллекцией кольчуг и шлемов иранской работы, иранского и курдского клинкового и древкового оружия. Особенно интересны мечи с извилистыми клинками, искусно украшенные изображениями на мифологические сюжеты. 

Оружие в собрании музея отражает в основном культуру элиты кавказских народов.

Кавказские ковры, войлоки, циновки

Другой категорией элитных вещей являются кавказские ковры и ковровые изделия из Азербайджана и Армении, включая карабахский центр ковроделия. Среди них присутствуют предметы от середины прошлого века до последних лет. Менее представительно ковровое собрание по Южному Дагестану. В начальный период существования музея была собрана интересная коллекция ковров татского производства. Несколько образцов отражают традиции коврового промысла в Северном Дагестане. Лучшую сторону грузинского ковроделия представляют безворсовые ковры из горных районов Восточной Грузии. В музее хранятся и разнообразные по технике изготовления узорные войлоки и циновки. Циновки происходят из адыгских районов Северного Кавказа, из Дагестана и Курдистана, войлоки были сделаны на Северном Кавказе, в Дагестане, горной Грузии и Армении.

Отражение хозяйственной деятельности и промыслов

Собрание музея позволяет полно отразить все варианты хозяйственно-культурных типов горного и равнинного земледелия. В коллекциях присутствуют различные орудия для таких занятий, как зерновое земледелие, виноградарство; представлен комплекс инвентаря, связанный с различными стадиями изготовления хлеба. Достаточно объемен вещевой материал по скотоводству горных районов, по обработке шерсти и молочных продуктов, по пастушескому быту. Из промыслов наиболее полно представлены: ювелирный кубачинский; кузнечный, каменотесный, шелкоткацкий и ювелирный в Азербайджане; медноиздельный в Армении. В музее хранится коллекция набойных досок народов, большую часть которой составляют армянские экспонаты. Нельзя не отметить инструменты для тиснения по коже с Северного Кавказа, кинжального промысла в Дагестане, обработки шерсти у всех народов Кавказа. О мерах и весах можно судить по бытовым меркам Северного Кавказа и Дагестана, инструментам для измерений и взвешивания из Закавказья. 

Значительная часть изделий промыслов является образцами народного искусства. Они свидетельствуют о высоком уровне развития технологии ручных и кустарных производств, об устойчивости древних традиций дизайна и его символического наполнения.

Изделия из металла

Музей обладает образцами кованых железных светильников, предметами для оснащения очага, утварью для приготовления мяса. Железные фигурные изделия принадлежат по большей части кузнечному промыслу разных районов Большого Кавказа, Армении и Грузии. Медная утварь представлена разнообразной посудой, большими плоскими подносами и сосудами для воды. Орнамент кувшинов для воды насыщен символикой водных струй и капель. Жизнь мусульманского дома была бы немыслима без кувшинов для омовения. Наиболее яркая группа медных изделий представляет крупный центр медничества на Восточном Кавказе — селение Лагич.

Предметы деревообработки

Многочисленно собрание изделий из резного дерева, это — дагестанские "рогатые" солонки; ложкарники с декором, имитирующим детали горского каменного дома; северокавказские большие чаши для пива, хевсурские шкатулки для предметов женского рукоделия; резные оконные переплеты из Азербайджана. Следует упомянуть коллекцию уникальных деревянных изделий с насечкой металлом из дагестанского (аварского) аула Унцукуль.

Глиняная утварь

Керамические предметы из кавказского собрания музея демонстрируют разные техники гончарного ремесла: армянская женская лепная керамика и женская посуда из села Балхар. Представлена керамика кумыкская, лезгинская, азербайджанская, армянская, талышская и особенно грузинская. Музей обладает собранием уникальных керамических блюд, условно называемых испикскими.

Текстильные изделия

Среди изделий женских ремесел и рукоделия нельзя не упомянуть о кружеве, плетении и вышивке. Особо интересна вышивка, выполняемая в различных районах Кавказа золотной нитью, и так называемая кайтагская, в технике которой изготовлялись своеобразные панно. Любой музей считает собрание кайтагских вышивок предметом своей гордости.

Атрибуты праздников, обрядов, религиозного культа

В собрании музея содержится ряд предметов, связанных с традиционными праздниками народов Кавказа. Это вещи из осетинских склепов, абхазской кузницы, святилищ горной Грузии; предметы, использовавшиеся в обрядах праздника "возвращения пахарей" у адыгских народов, в действиях "союза неженатых мужчин" у кубачинцев, в представлениях армянского теневого театра, в семейной обрядности. Музей располагает большим количеством разнообразных амулетов и предметов религиозного культа.

Раритеты

В целом собрание музея по народам Кавказа демонстрирует национальный колорит. Среди предметов с ярко выраженной этнической спецификой можно отметить адыгскую чашу для почетных гостей, на поверхности которой каждый из них вырезал свой родовой знак; опахало с двухголовой человеческой фигурой, приобретенное у черкесской колдуньи; войлочные маски народов Северного Кавказа и Дагестана; череп быка с металлическими подвесками между рогами из абхазского святилища. К ним же относятся кресло осетинского старейшины, знамя дидойского военного отряда, кубачинские бронзовые котлы, армянские вышивка с изображением лабиринта и глиняная солонка в виде фигуры беременной женщины, священная чаша из хевсурского святилища. Уникальны также курдский многолезвийный кинжал и ковер с изображениями каравана, служивший атрибутом свадебной церемонии курдской принцессы, иранские жезлы с зороастрийской символикой и жезл дервиша, сделанный из носа рыбы-пилы. Кавказское собрание Российского этнографического музея в настоящее время продолжает пополняться.