Коллекции по культуре народов Поволжья и Приуралья

Среднее Поволжье и Приуралье — это особая историко-культурная область, географически находящаяся на стыке Европы и Азии.


 

Многонациональный состав региона

Среднее Поволжье и Приуралье — это особая историко-культурная область, географически находящаяся на стыке Европы и Азии. Это предопределило ее многонациональный облик. Среди основной массы русского населения здесь проживают народы, относящиеся к двум крупным этнолингвистическим группам: финно-угорской — коми, удмурты, мордва, марийцы, и тюркоязычной — чуваши, татары, башкиры. Все эти народы прошли сложный путь этногенеза, в процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, поэтому каждый народ подразделяется еще на ряд локальных групп, имеющих свои особенности в культуре.

Они начинали сбор коллекций в начале ХХ века

Основы 30-тысячного собрания были заложены в 1902—1914 годах — в период, отличающийся очень активной собирательской деятельностью. Для этого времени было характерно приобретение коллекций сотрудниками музея во время экспедиций и привлечение к собирательской деятельности крупных ученых и корреспондентов с мест. В числе последних были крестьяне и ремесленники, священники, местные учителя. Из людей, посвятивших свою жизнь изучению истории и культуры народов региона, необходимо назвать таких ученых — знатоков поволжской этнографии, как Г.Н. Ахмаров, М.Е. Евсевьев, И.К. Зеленов, С.К. Кузнецов, С.И. Руденко, С.И. Сергель, И.Н. Смирнов, А.А. Миллер, Н.В. Никольский.

Другие источники поступления коллекций в музей

Значительная часть коллекций поступила в музей из Государственного музейного фонда, а также из Главвыставкома и с выставок: Парижской всемирной (1900), Всероссийской кустарной (1902), Всесоюзной сельскохозяйственной (1923), Кустарно-промышленной (1925). Кроме того, интересные экспонаты поступали из Антирелигиозного и Археологического кабинетов, от правительств поволжских республик. 

В 1948 году вместе с фондами московского Государственного музея народов СССР к нам поступили материалы крупнейших экспедиций — Восточно-финской и Вотской, осуществленные этим музеем в 1920-е годы.

Комплектование материалов в контактных зонах

После создания в 1938 году самостоятельного отдела народов Поволжья и Приуралья начинается планомерный сбор экспонатов, пополняющих лакуны собрании по этим народам. В результате многолетней экспедиционно-собирательской деятельности сотрудников отдела во главе с известными этнографами Г.А. Никитиным, а позднее Т.А. Крюковой фонды становятся достаточно полными и разнообразными по тематике.

В 1960—1990-е годы особое внимание было уделено сбору материалов, отражающих сложные этнические процессы взаимовлияния и взаимопроникновения культур соседствующих народов. Особый интерес в этом отношении вызывают памятники из районов со смешанным многонациональным населением, так называемых контактных зон. 

Сегодня собрание по этнической культуре народов региона является самым большим и полным по охвату этнографических тем и географическому диапазону из всех музейных собраний на территории России. Научная значимость этого собрания бесценна: к нему постоянно обращаются ученые из регионов профильных научно-исследовательских учреждений, преподаватели вузов, аспиранты, и студенты. Собрание музея было использовано и при составлении региональных атласов по истории национальной культуры народов Поволжья. На его базе написано много монографий и статей. 

Многие фондообразователи на первом этапе работы отдела собирали экспонаты одновременно у нескольких народов. К числу таких ученых можно отнести С.К. Кузнецова, работавшего среди марийцев, коми, чувашей, башкир; С.И. Руденко (башкиры, марийцы, чуваши, коми, народы Сибири); И.К. Зеленова (удмурты, татары-кряшены, бесермяне, народы Сибири); И.Н. Смирнова (удмурты, бесермяне, мордва, марийцы, татары-кряшены); Т.А. Крюкову (коми, марийцы, удмурты, бесермяне, мордва, татары, чуваши, башкиры). Благодаря деятельности этих и увлеченных людей была сформирована основа коллекций отдела. 

К числу таких собирателей можно отнести С.И. Сергеля, собравшего около пятисот разнообразных предметов по культуре коми-зырян, представляющих большую музейную ценность.

Уникальный вклад С.И. Руденко

Таким же увлеченным собирателем являлся и С.И. Руденко, который в 1906 году, являясь студентом Санкт-Петербургского университета, начинает сбор коллекций у башкир, а затем и других народов Поволжья. 

Около 8 тысяч предметов, собранных С.И. Руденко для музея в разных регионах России, составляют 52 коллекции, из них по народам Поволжья — 18 коллекций общей численностью две тысячи экспонатов. Особую ценность представляют экспонаты по традиционной культуре башкир. 

В отчете за 1907 год С.И. Руденко писал: "В этих коллекциях довольно хорошо представлена вся Башкирия... Относительно полноты коллекции я могу еще заметить, что вовсе не считаю ее исчерпывающей, но, во всяком случае, в ней может недоставать только какого-нибудь десятка-двух оригинальных (в смысле вариации имеющихся) предметов, которые или случайно ускользнули от моего внимания или остались вне местностей, мною исследованных".

В составе мордовских коллекций С.И. Руденко — старинная женская одежда, украшения, домашняя утварь. Все экспонаты сопровождены подробными аннотациями с указанием местной терминологии. Уникален материал, полученный С.И. Руденко по дохристианским верованиям чувашей: йерехи — духи-покровители чувашей, антропоморфные деревянные надгробья, прибор для добывания "живого огня", которым окуривали деревню во время эпидемий и эпизоотий. Большинство из этих уникальных памятников было опубликовано С.И. Руденко в его статьях и книгах.

И.К. Зеленов и его коллекции

Научной полновесностью отличаются коллекции, приобретенные для музея И.К. Зеленовым.Он был сельским учителем и знал народную культуру изнутри. Располагая открытым листом Этнографического отдела, И.К. Зеленов уже в 1904 году прислал в музей коллекцию по культуре удмуртов, среди экспонатов которой особое место принадлежит предметам языческого культа. 

Ценность собрания удмуртских культовых предметов и изучение их использования в ритуальной практике, предпринятое И.К. Зеленовым, трудно переоценить не только в научном плане, но и в связи с вопросом о так называемом Мултанском деле. Незадолго до поездки И.К. Зеленова против группы жрецов-вотяков (удмуртов) села Мултан Сарапульского уезда было возбуждено уголовно-политическое дело по обвинению в совершении ритуалов с человеческими жертвоприношениями. Зафиксированная И.К. Зеленовым в экспедиции действительная картина тайных молений удмуртов, где ни о каких человеческих жертвоприношениях не было и речи, позволило на судебном процессе снять обвинение, предъявленное, по сути, целому народу. 

Не менее интересна коллекция чувашских раритетов дохристианских верований, среди них — лубяной кузовок — жилище йереха, духа-покровителя женщин рода. 

Уникальна и собранная И.К. Зеленовым коллекция по культуре бесермян — небольшой этнографической группе удмуртов, вопрос об этногенезе которых до настоящего времени является спорным. Памятники одежды, представленные в коллекциях собирателя и подробными аннотациями, явились ценной базой для исследования проблемы происхождения бесермян.

Особое место М.Е. Евсевьева в ряду собирателей

Особое место в ряду собирателей коллекций отдела занимает М.Е. Евсевьев — народный учитель, один из просветителей мордовского народа. В 1908—1914 годах он установил тесную связь с музеем и в свободное от учительской работы время проводил активную собирательскую деятельность в основных районах расселения мордвы. Им была собрана 31 коллекция, содержащая предметы одежды, утварь; некоторые из них датируются XVIII веком. Это старинные свадебные рубахи покай, некоторые виды поясных подвесок, головные уборы, украшения. Вещи такого типа, являясь промежуточным звеном между археологическими памятниками и материалами ХХ века, представляют интерес для изучения развития костюмного комплекса, а также архаических явлений, сохранившихся в орнаментике, отдельных деталях одежды, технике ее изготовления. В архиве Российского этнографического музея хранится большой и ценный фактический материал, собранный им как приложение к вещевым коллекциям.

Коллекции Г.Н. Ахмарова и И.Н. Смирнова

В числе собирателей, помогавших формировать фонды Поволжья Этнографического отдела в начале ХХ века, был профессор. Г.Н. Ахмаров — большой знаток этнографии народов Поволжья, особенно татар. Татарские коллекции собирателя содержат предметы украшения жилища — вышитые полотенца, молитвенные коврики (их развешивали по стенам дома), одежду, женские украшения, предметы верований. Собрание Г.Т. Ахмарова по костюму татар является надежным источником для исследования одежды в социо-половозрастном аспекте. Большое внимание исследователь уделял сбору вещей у городских татар. 

По заданию Этнографического отдела экспонаты по культуре народов Поволжья народов Поволжья приобретал профессор Казанского университета И.Н. Смирнов. В 1902—1914 годах он обследовал мордовские, марийские, удмуртские, татарские, чувашские селении и приобрел более 400 экспонатов. Некоторые из них (например, одежда мордвы-каратаев) являются уникальными, так как давно вышли из употребления в быту и не представлены ни в одном из музеев России.

Выдающаяся роль в комплектовании и изучении коллекций региона

В конце XIX — начале XX века интерес к традиционной национальной культуре среди передовой русской интеллигенции был так велик, что не только этнографы, но и ученые других профессий — археологи, географы, художники с увлечением занимались сбором экспонатов для созданного Этнографического отдела. К числу таких успешных собирателей относится профессор-археолог П.П. Ефименко. Во время раскопок в 1908 году в Тоншеевской волости Костромской губернии он попутно занимался сбором этнографических предметов. Им была приобретена большая и интересная коллекция одежды мордвы (650 экспонатов). К сожалению, она была практически не аннотирована. Чтобы восполнить этот пробел и ввести коллекцию в научный оборот, в 1934 году Т.А. Крюкова повторила маршрут П.П. Ефименко; результатом поездки явился значительный информационно-пояснительный материал к этой коллекции. 

Т.А. Крюкова занимает особое место среди известных исследователей и собирателей в области этнографии народов Поволжья и Приуралья. Она проработала в Российском этнографическом музее 45 лет, занимаясь изучением культурных традиций финно-угорских народов региона и в первую очередь марийцев. В 1932 году она начала последовательное экспедиционное обследование культуры марийского народа; ею была собрана основная часть марийских коллекций советского периода. Во время четырнадцати полевых сезонов и многочисленных командировок ею были обследованы различные группы марийцев, живущих как в самой республике, так и за ее пределами. 

Т.А. Крюкова относится к тому уникальному типу ученых, которые отдают работе всю свою жизнь. В результате долголетней экспедиционной работы Т.А. Крюковой фонды отдела пополнились 68 коллекциями, состоящими из 4 000 единиц хранения. 
По перспективным планам, составленным первым заведующим отделом Г.А. Никитиным и Т.А. Крюковой, было предусмотрено систематическое обследование тех районов, в которых не удалось побывать дореволюционным собирателям. Чаще всего это были места, где небольшая группа народа проживает в инонациональном окружении, стойко сохраняя некоторые элементы быта, давно утраченные этносом на основной территории проживания.

Поступления 70—90-х годов

В дальнейшем, с 1970-х годов, сотрудники отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья неоднократно проводили этнографическое обследование и сбор материалов у этнографических и конфессиональных групп разных народов, проживающих в контактных зонах. Результаты этих экспедиций были плодотворными и неожиданными. Так, во время экспедиций в Кировскую область к северным удмуртам в 1977—1979 годах (Т.А. Крюкова, Е.Н. Котова, Л.М. Лойко) были приобретены комплексы костюмов, давно утраченные удмуртским этносом на территории основного проживания и датирующиеся XVIII — началом XIX века.

Они имеют четкое социально-возрастное деление: были приобретены костюмы старушечьи, вдовьи, молодых замужних женщин, девичьи, в том числе и старых дев, — все это можно определить по специфическим узорам на рубахах. Плодотворными являются и экспедиции к восточным марийцам, "бавлинским" удмуртам — небольшой этнолокальной группе, переселившейся из южных районов Удмуртии в XVII—XIX веках в южные районы Татарии и на юго-восток Башкирии. Здесь, как и у северных удмуртов, были приобретены комплексы и отдельные части одежды, уже не встречающиеся в местах основного расселения этноса. 

Еще одним направлением собирательской деятельности, начиная с 1950-х годов, было приобретение предметов по современному народному декоративно-прикладному искусству. С этой целью сотрудниками отдела проводилось обследование объединений народных промыслов: у чувашей Паха-тере ("Прекрасная вышивка"), у марийцев — фабрики "Труженица", у башкир — "Агидель" и отбор лучших образцов изделий этих промыслов. В 1980—1990-е годы фонды пополняются через закупочно-фондовую комиссию и благодаря отдельным дарителям.

Масштаб собрания

В результате многолетней собирательской деятельности сотрудников и корреспондентов музея фонды отдела, насчитывающие сейчас более 23 000 вещевых памятников и около 7 тысяч фотографий, являются уникальной источниковедческой базой для исследователей.