Коллекции по культуре народов Северо-Запада России и стран Прибалтики

В фондах Российского этнографического музея хранится 28-тысячное собрание памятников культуры народов, населяющих территорию Северо-Запада России и стран Прибалтики.


 

Масштаб собрания и особенности региона

В фондах Российского этнографического музея хранится 28-тысячное собрание памятников культуры народов, населяющих побережье Балтийского и Баренцева морей. Эта территория, представляет собой многонациональный регион, где в течение длительного времени сталкивались и взаимодействовали прибалтийско-финские и балтские, западноевропейские и русские культурные традиции. 

Балтоязычные и западно-финские народы относятся к числу древних жителей этого края. Они различаются по происхождению, языку, религии и культуре. Проживают эти народы в сходных природно-климатических условиях, имеют давние историко-культурные связи друг с другом. В течение длительного времени они входили в состав единого государства — Российской империи, позднее — СССР.

В настоящее время эти народы проживают как на территории России, так и в соседних, граничащих с нею, государствах. К группе прибалтийско-финских народов Северо-Запада России принадлежат карелы, вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, эстонцы-сету, кольские саамы. Из народов зарубежной Европы на прибалийско-финских языках говорят эстонцы в и финны-суоми в Финляндии. К балтской группе народов относятся латыши, живущие в Латвийской, и литовцы — в Литовской республиках.

Первые собиратели

Комплектование коллекций по культуре народов региона было начато с момента основания Этнографического отдела Русского музея. На первом этапе (1902—1914 годы) была заложена основа коллекционного собрания по этнографии прибалтийско-финских и балтских народов. В приобретении первых экспонатов участвовали сотрудники Этнографического отдела — Е.А. Ляцкий, Н.М. Могилянский, А.К. Сержпутовский. Одновременно музей покупал предметы из частных собраний, но главным каналом пополнения фондов был признан сбор экспонатов во время экспедиций. Штат музея был невелик, поэтому была организована сеть корреспондентов, которые работали в соответствии с программой музея, осуществляя сбор этнографических предметов.

С музеем сотрудничали многие известные ученые — профессор У.Т. Сирелиус и Э.А. Вольтер, архитекторы и художники — И.А. Гальнбек, Р.Зариньш, В.А. Плотников. Активно привлекались к работе студенты, учителя и священники, хорошо знавшие культуру и местные традиции. Именно в это время собрание музея обогатилось уникальными экспонатами, относящимися к наиболее раннему периоду — концу XVIII — первой половине XIX века, этнически своеобразными, часто богато орнаментированными. Координацию этой работы и переписку с корреспондентами в этот период вели в основном Е.А. Ляцкий и Н.М. Могилянский.

Новые направления комплектования в 20—30-е годы

Второй этап в комплектовании материалов по культуре народов Балтийского и Баренцева региона охватывает 1920—1930-е годы. Ареал полевых исследований в это время сократился: из него выпали финны, эстонцы, латыши и литовцы, образовавшие свои независимые национальные государства, в центре внимания ученых оказались прибалтийско-финские народы Северо-Запада Российской Федерации, наиболее слабо изученные. Участники экспедиций музея не ограничивались изучением только архаики, а стремились зафиксировать особенности этого переходного исторического периода во всей его полноте: сосуществование уходящих форм традиционной культуры и быта и новых, активно входящих в жизнь крестьян.

Экспедиции 20-х годов во главе с Д.А. Золотаревым

В разработке нового направления исследований особенно большую роль играл известный антрополог и этнограф профессор Д.А. Золотарев, который был инициатором и руководителем комплексных этнологических экспедиций 20-х годов по изучению русского и финно-угорских народов: Верхне — Волжской, Лопарской, Северо-Западной и Карельской. В организации и проведении этих масштабных и новаторских экспедиций принимали участие практически все ведущие гуманитарные учреждения Петрограда-Ленинграда. Результаты этих экспедиций очень значительны. Впервые были собраны полные и разнообразные вещевые и фото материалы по антропологии, фольклору и этнографии карел, вепсов, ижор, води, ингерманландских финнов, саамов. Это позволило уже в 1926 году организовать в музее новую выставку "Западные финны".

1930-е годы: финно-угроведение под запретом

Однако нормальное развитие финно-угроведения было прервано в 1930-х годах, когда начались репрессии финского населения (ингерманландских финнов, отчасти ижор и води). Одновременно были арестованы или уволены многие сотрудники музея, специализировавшиеся в этой области, в их числе Д.А. Золотарев, Л.Л. Капица, Л.И. Песселеп, З.П. Малиновская, М.Ю. Пальвадре. В результате финская тематика оказалась под запретом, а успешно начатое изучение культуры прибалтийско-финского населения практически прекратилось. Комплектование фондов в 1930—1950-х годах ограничивалось преимущественно отбором предметов, характеризующих современную культуру и быт колхозного крестьянства.

Ценные поступления 1948 года

В 1948 году в музей была передана коллекция московского Музея народов СССР, включающая этнографические коллекции Дашковского музея. Наиболее ценную часть этого собрания по региону составляют предметы домашней утвари и костюмы карел, ижор, финнов, латышей и литовцев первой половины и середины XIX века.

Новый этап собирательской работы

Качественно новый этап в истории комплектования материалов по этнографии прибалтийско-финских и балтских народов региона начался в послевоенный период и продолжается до наших дней. В связи с изменением границ Советского Союза была возобновлена экспедиционно-собирательская работа у эстонцев, латышей и литовцев. В 1956 году в музее был организован отдел этнографии народов Прибалтики.

В 1960-х годах сотрудники этого отдела не только вернулись к комплектованию коллекций по основным этнографическим темам, но и сумели значительно расширить географию сборов, охватив все локальные группы изучаемых народов. Наряду со сбором предметов традиционной культуры и быта активно комплектовался фонд, характеризующий современную национальную культуру жителей Прибалтики. В 1980-х годах главным направлением работы сотрудников музея вновь стало изучение прибалтийско-финских народов Северо-Запада России.

Самое крупное в России музейное собрание

В результате работы нескольких поколений музейных работников в Российском этнографическом музее хранится самое ценное и крупное в нашей стране собрание памятников, характеризующих культуру народов Балтийского и Баренцева региона. Оно дает специалистам уникальную возможность как для изучения отдельных этнических культур, так и для исследований в региональном историко-сравнительном плане. Хронологические рамки собрания конец XVIII—XX в.в. В нем представлены памятники, характеризующие все сферы традиционной народной культуры по основным этнографическим темам. Состав собрания достаточно полно и объективно отражает хозяйственную специфику практически всех народов региона — от оленеводов и охотников тундры (саамы) до пашенных земледельцев лесной зоны, а также рыболовов и охотников на морского зверя, живших на побережье и островах Балтийского моря.

Основные и подсобные мужские и женские занятия, орудия, инструменты и предметы, связанные с земледелием, рыболовством, охотой, оленеводством, а также деревообработкой, кузнечеством, вышивкой, ткачеством, вязанием, плетением — показаны достаточно полно. Культурное своеобразие народов отражают прекрасно подобранные и представленные в собрании комплексы народных костюмов, головные уборы, украшения, посуда и утварь, мебель, предметы убранства жилища, а также материальные объекты, характеризующие календарную и семейную обрядность, верования и музыкальную культуру.

Научная ценность коллекции

Непреходящая ценность собрания музея, несомненно, состоит в том, что оно дает возможность проследить различные периоды в развитии и трансформации культуры народов региона, а также воссоздать практически уже исчезнувшие этнические традиции таких народов, как водь, ижора, ингерманландские финны. Коллекции музея по культуре прибалтийско-финских и балтских народов уникальны, они не имеют аналогов в других музеях нашей страны.