Коллекции по культуре русского народа

Систематическое комплектование русского фонда началось в 1902 году по специально разработанной программе. Изначально ставилась задача отбора в музейное собрание только национально-своеобразных предметов быта, которые давали бы возможность показать этническую самобытность народа, или составить его "этнический портрет", выявить национальное своеобразие.


 

Объем собрания сегодня

Собрание предметов культуры русского народа является одним из интереснейших этнографических собраний Российской Федерации. Оно включает в себя около ста тысяч вещевых памятников и документальных фотографий, с достаточной полнотой и всесторонне отражающих традиционный мир русских — самого большого по численности народа страны. Собрание характеризуется репрезентативностью вещевого материала, тщательностью подбора памятников, хорошей научной документацией, позволяющей понять место вещи в том мире, из которого она была извлечена в музей.

Что собирали для музея в начале ХХ века

Систематическое комплектование русского фонда началось в 1902 году по специально разработанной программе. Изначально ставилась задача отбора в музейное собрание только национально-своеобразных предметов быта, которые давали бы возможность показать этническую самобытность народа, или составить его "этнический портрет", выявить национальное своеобразие. 

Особое внимание уделялось предметам одежды. Основу вещевой коллекции составляли женские и мужские костюмы, а также утварь для напитков и подачи еды на стол; предметы для хранения одежды и утвари, вещи, использовавшиеся для убранства дома. Научная значимость этих памятников в глазах этнографов возрастала, если они были декорированы вышивкой, тканым орнаментом, резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, эмалью. 

Наряду с подобными предметами в собрание музея приобретались и сельскохозяйственные орудия, инструменты, использовавшиеся в ремесленном производстве, транспортные средства.

Большая часть поступавших в русский фонд вещей представляла собой предметы крестьянского быта, поскольку именно в деревне, вплоть до 1860-х годов мало затронутой европейской цивилизацией, сохранялись интересующие музей памятники этнической культуры. В фонд поступали в основном вещи, определявшиеся этнографами как "стародавние, старинные, досюльные, дедовы", хотя иногда включались и предметы, изготовленные в начале ХХ века, но традиционные по своему облику и технологии изготовления.

Кто собирал экспонаты для музея в начале ХХ века

Сбор экспонатов в первое десятилетие ХХ века проводился штатными сотрудниками музея, хранителями непосредственно у населения во время специально организованных экспедиций. 

Участие в комплектовании принимали также и внештатные сотрудники, которые допускались к полевому сбору коллекций только после тщательного инструктажа со стороны музея. Среди них были и люди известные, например художник И.Я. Билибин, любитель русской старины, собиравший коллекции на Севере России. 

Пополнение собрания шло также и через представителей местной интеллигенции, взявших на себя обязательство комплектовать коллекции. Наиболее активно в этом плане работали учителя А.Д. Неуступов, З.А. Афетова, Е.Н. Кржишталович, заведующий публичным музеем А.П. Черный, владелица торгового дома А.В. Худорожева, заведующий зоологической станцией А.В. Журавский, помещица Семенова-Тян-Шанская. 

Музей не отказывался и от приобретения частных коллекций, хотя и считал этот способ комплектования менее интересным для этнографического музея, чем сбор экспонатов непосредственно у населения. Среди частных собраний, пополнивших русский фонд в эти годы, наиболее интересными было собрание вышивки и кружева К.Д. Долматова, обширное собрание памятников русской старины Н.Л. Шабельской, знаменитая коллекция псковского купца Ф.М. Плюшкина.

Некоторые памятники культуры приобретались на исторических, этнографических и кустарно-промышленных выставках, которых особенно много проводилось в первое десятилетие ХХ века.

Содержание и эстетическая ценность коллекций в начале ХХ века

Уже к 1914 году русское собрание музея было не только самым крупным в Российской империи, но и самым лучшим по подбору памятников. По словам современников, музей изумил российскую и особенно столичную петербургскую интеллигентную публику не столько количеством собранных памятников русской культуры, сколько красотой и элегантностью вещей "мужицкого, простонародного быта", отобранных в музей. Именно в эти годы были приобретены костюмы крестьянок южных губерний России, поражающие логической завершенностью и богатством декора. Тогда же в музей были приняты замечательные предметы русской северной утвари: деревянные ларцы с коваными накладками, ларцы из моржового клыка, медные братины для кругового питья меда, чаши для питья легких хмельных напитков, В первое десятилетие была сформирована прекрасная коллекция расписных и резных прялок Русского Севера и замечательное собрание обрядовых полотенец. Ценность всего вещевого богатства музея, приобретенного в первое десятилетие ХХ века, значительно возрастает благодаря тому, что практически каждый предмет снабжен полезной для этнографа информацией о месте его бытования и об использовании в повседневном, праздничном или обрядовом обиходе. Период с 1914 по 1920 год был для музея временем застоя в комплектовании коллекций. Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война и вызванные ими экономическая и политическая нестабильность в стране приостановили работу почти на семь лет.

Комплектование коллекций в 1920-е годы

Систематическое комплектование фонда возобновилось лишь в начале 20-х годов. Как и в первое десятилетие XX века, сохранялась ориентация на приобретение в русский фонд, по преимуществу этнически выразительных памятников традиционной культуры, а основным методом сбора коллекций оставался экспедиционный. Более внимательно стали рассматриваться предложения о приобретении в музей частных коллекций.

Частные коллекции в собраниях РЭМ

Значительный интерес музея к частным собраниям памятников русской старины был вызван желанием сотрудников музея спасти от гибели в вихре революционных событий 1918—1921 годов хорошо им известные памятники русской старины, находившиеся в собственности коллекционеров. Среди поступивших в музей частных собраний наибольшую научную и историко-художественную ценность имело собрание братьев А.А. и А.Н. Белослюдовых по старообрядцам Алтая; коллекция русской одежды и головных уборов художника С.С. Соломко; часть собрания домовой резьбы известного коллекционера Н.Ф. Романченко; коллекции игрушек художников А.И. Деньшина, Н.И. Кульбина и Е.М. Бем. В 1928 году в музей приняты экспонаты экспозиции "Исторические комнаты" музея Петрограда-Ленинграда в Аничковом дворце, включавшие в себя памятники русского народного декоративного искусства из коллекции императора Александра III, а также аналогичные экспонаты из дворцов-музеев Павловска и Гатчины. В 1928 году в музей были переданы этнографические памятники со складов-хранилищ Ленинградского отделения Государственного музейного фонда, в которых сосредоточивалась основная масса коллекций, национализированных государством в 1918—1923 годах.

Все экспонаты из хранилищ Государственного музейного фонда, из дворцов-музеев и частных коллекций представляли собой вещи первоклассные в научном и художественном отношении. Заслуга в этом принадлежит и сотрудникам музея, которые не допустили поступления в музейные фонды случайных вещей. Благодаря этим поступлениям русский фонд памятников музея увеличился на 4 920 экспонатов. 
Экспедиции музея 20-х годов дали в общей сложности около 2 000 предметов. 

Собрание вещевых памятников русской культуры, сформированное в эти годы, заметно отличается от собрания начала ХХ века. Оно включает в себя не только памятники русской старины, то есть предметы, оставшиеся в быту населения от предков, живших в XVII—XVIII веках, но и так называемые памятники "живого быта" — этнически окрашенные вещи, активно использовавшиеся в жизни людей 1920-х годов.

Особенности комплектования коллекций в 1930-е годы

В 1930-е годы русский фонд стал пополняться предметами наднациональными, относящимися к сфере урбанистической культуры, а также изделиями народных художественных промыслов. Такой отбор объяснялся новыми задачами, которые поставило перед этнографическими музеями Советское государство: показать через экспозиции достижения социалистического государства и расцвет национальных культур. Сельскохозяйственные орудия заводского производства, комплекс предметов, использовавшихся на пчеловодческой станции или рыболовецкой базе, муляжи овощей, выращенных на Крайнем Севере, должны были продемонстрировать хозяйственные успехи русского народа, а городская одежда и утварь, приобретенные в колхозе, — переход русской деревни от традиционного быта к современному городскому укладу; изделия художественных промыслов должны были рассказать о современной русской культуре "социалистической по содержанию, национальной по форме". 
Сбор памятников традиционной культуры в эти годы был приостановлен. Вещи приобретались непосредственно на фабриках и заводах, предприятиях художественных промыслов, а также в магазинах. Экспедиции стали постепенно превращаться в короткие командировки для изучения достижений отдельных передовых колхозов и сбора материала, демонстрирующего эти достижения.

Целевой сбор современного народного искусства в 30—70-е годы ХХ века

Во второй половине 1930-х основной задачей стал отбор необходимых музею произведений современного народного искусства. Комплектование русского фонда изделиями современных мастеров продолжалось и в последующие годы вплоть до конца 1950-х годов в связи с работой над экспозицией "Современное народное искусство народов СССР".

Благодаря ориентации музея на комплектование подобного рода памятников декоративного искусства в русском фонде хранится множество предметов, характеризующих работу художников предприятий промыслов в 1930—1970-е годы. Они дают представление об ассортименте изделий как старинных центров, так и множества небольших строчевышивальных, кружевных артелей, предприятий по производству игрушек, возникших уже в советское время и со временем исчезнувших. 
Возвращение к комплектованию русского фонда памятниками традиционной культуры началось в середине 1950-х годов, когда развернулось строительство экспозиции "Русские. Конец XIX — начало ХХ века". Однако активная работа в этом направлении приходится лишь на конец 1960-х, 1970-е и начало 1980-х годов. Сбор памятников в эти годы происходил как во время экспедиций, так и путем их покупки у частных лиц. Последний способ получил в эти годы очень большое распространение и до сих пор играет заметную роль в пополнении русских коллекций.

Экспедиции 60-80-х годов ХХ века

Состав собрания памятников традиционной культуры, поступавших в русский фонд из экспедиций в 1960—1980-х годах ХХ века, включает предметы, датируемые обычно 1920—1950-ми годами, очень редко — началом века. Наиболее крупными поступлениями последнего десятилетия XX века стали коллекция из Белгородской области, включающая свыше ста предметов традиционной женской одежды и коллекция северных прялок из 105 экспонатов, по научной значимости сравнимые только с приобретениями наших коллег в начале XX века.

Пополнение фонда по русской этнографии из собрания Московского музея народов СССР

Пополнение русского фонда новыми экспонатами, конечно, будет продолжаться, несмотря на то, что, как говорят этнографы, "этнографическое поле" с каждым годом скудеет все больше в связи с переходом русских людей к урбанистической модели жизни, не знающей национального своеобразия.

Важным рубежом формирования русского фонда, как и всего музея, стал 1948 год, когда в РЭМ влилось обширное и ценнейшее собрание Государственного музея народов СССР (Москва). 

Самыми интересными памятниками из этого музея были экспонаты Русской этнографической выставки 1867 года, особенно предметы одежды, а также большая коллекция орудий земледельческого труда и кустарного производства, демонстрировавшаяся на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве.

Общая характеристика собрания

В настоящее время собрание РЭМ по русской этнографии включает в себя главным образом памятники традиционной культуры. Предметы стандартизированного городского быта, поступавшие в музей в 1930—1950-е годы, как правило, передавались в историко-краеведческие музеи. 

Собрание скомплектовано в основном из предметов крестьянского быта. Памятников традиционной культуры горожан сравнительно немного — 2 000 единиц хранения. Это по преимуществу одежда, украшения, утварь из старинных центров русской культуры, таких, как Великий Устюг, Галич, Суздаль, Рязань, Ярославль.

География сбора коллекций

Собрание музея дает хорошее представление о традиционном предметном мире русского населения Европейской России, культура же русских азиатской части России представлена значительно меньшим количеством вещей. В музее имеется 78 коллекций из Енисейской, Иркутской, Томской губерний, Амурской области и Камчатки.

Предметная культура русских Европейской части страны представлена неравномерно. Наибольшее количество памятников имеется из северо-западных ее губерний: Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой; центральных: Тверской, Ярославской, Костромской, Владимирской, а также южных: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Тульской. Вещевой материал, характеризующий культуру русских северо-востока (Вятская, Пермская губернии), западных губерний (Псковская, Смоленская) и губерний Поволжья (Самарской, Саратовской, Симбирской), представлен сравнительно меньшим количеством памятников. Особенно скудны коллекции по бытовой культуре русских, живших среди иноэтничного населения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и на Кавказе, а также коллекции по культуре казачьего населения России.

Хозяйство русских крестьян в собрание музея

Вещевой материал, включенный в русский фонд, дает возможность ознакомиться со всеми сферами традиционного уклада народной жизни. Он характеризует все стороны жизни русского крестьянского населения страны, жившего вплоть до начала ХХ века в рамках традиционного общества. 
Русский фонд включает экспонаты по традиционным занятиям и ремеслам русского народа. В его состав вошли орудия труда, инструменты, станки, различного рода приспособления для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, пчеловодства. Коллекции также содержат материалы по традиционным ремеслам — бондарному, плотницкому, столярному, слесарно-кузнечному, литейному, прядильно-ткацкому, набойно-красильному, гончарному. Экспонаты дают возможность судить об орудиях труда и инструментах, использовавшихся на разных этапах производственного цикла: от заготовки сырья до готовой продукции, от пахоты до получения муки или крупы. Музей обладает одной из самых крупных в стране коллекций пахотных орудий фактически всех видов, известных русскому земледельцу; прекрасной коллекцией досок для изготовления набойки, полным набором бондарных, слесарных, сапожных инструментов. Особенно интересно собрание резных и расписных прялок, насчитывающее около 900 предметов, и швеек — подставок для прикрепления ткани при шитье, (около 200 предметов). Большая их часть является изделиями знаменитых центров художественного мастерства Русского Севера. 

В музее в большом количестве представлены памятники, характеризующие культуру потребления и жизнеобеспечения: одежда, жилище, утварь, транспортные средства. Они составляют 70% от общего количества вещей, что обусловлено повышенным интересом к ним со стороны этнографов как к памятникам наиболее этнически выразительным и достаточно широко распространенным в русской деревне к моменту комплектования коллекций.

Русский костюм в коллекциях РЭМ

Главное место в русском фонде занимает одежда, являясь самой значительной его частью как по количеству вещей, так и по их качеству. В собрании музея имеется как женская, так и мужская одежда во всех ее основных типах и локальных вариантах. Женский костюм представлен не только четырьмя основными комплексами: с сарафаном, поневой, полосатой юбкой и платьем-кубельком, но и их местными вариантами. В музее есть костюмы уральской казачки, костюмы женщин из так называемых однодворческих сел южной России, алтайских кержачек, поморок, псковитянок, каргополок и других этнических групп, одежда которых отличалась локальным своеобразием. Музейное собрание хранит также одежду представителей всех половозрастных групп русского народа. В нем имеются полные костюмы и отдельные предметы одежды, использовавшиеся на протяжении всей жизни человека: одежда младенцев, детей, подростков, девушек и парней, женихов и невест, новобрачных, баб и мужиков, стариков и старух. Собрание включает в себя также одежду представителей разных социальных и конфессиональных групп русского народа: арестантов, нищих, монахов, черничек, священников, старообрядцев (молельные костюмы). Интересна и производственная одежда рыбаков, охотников, коновалов, пчеловодов и т.п. Кроме того, в русском фонде имеется много различного рода деталей одежды: поясов, лент, пристегивающихся карманчиков, кисетов, разнообразных украшений. 

Наряду с одеждой, одним из главных богатств русского фонда является утварь. Представлены все традиционные ее типы, бытовавшие в русской деревне: для заготовки и транспортировки пищи, для ее приготовления и приема, для напитков и подачи их на стол, для хранения одежды. В музее есть утварь, изготовленная из разных материалов: дерева, металла, глины, кости, декорированная резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, финифтью, эмалями. Наиболее ценными являются изделия XVII века мастеров Великого Устюга Вологодской губернии: дубовые ларцы, украшенные просечными железными полосами, короба с росписью, а также небольшие шкатулки начала XVIII века, декорированные сканью. Очень хороши коллекции скобкарей — сосудов для пива, деревянных ковшей, металлических братин для кругового питья вина, датируемых XVIII — началом XIX века, кувшинов-кумганов, изготовленных на уральских заводах в ХVIII веке, квасников конца ХVIII века, выполненных на гончарных заводах Гжели. 

Жилище представлено главным образом предметами интерьера: подвижной мебелью, вещами, использовавшимися для убранства дома, осветительными приборами. Что касается архитектурно-конструктивных деталей, то в русском фонде имеются лишь фронтонные доски, наличники окон, ставни и ворота из районов Верхнего и Среднего Поволжья, украшенные резьбой или росписью.

Экспонаты по обрядам и праздникам

В музее хранятся также памятники обрядовой и праздничной культур русского народа: атрибуты обрядов годового и жизненного циклов, предметы православного культа, музыкальные инструменты, кукольный театр — всего около 800 предметов. Среди них наиболее интересными являются маски святочных ряженых, атрибуты обрядов весенне-летнего цикла: кораблик из Терской области, спускавшийся по реке в Троицу, чучело русалки, атрибут обряда "похороны кукушки", троицкий венок; атрибут осеннего обряда — чучело Андропушки, которого "хоронили" в землю после уборки урожая; атрибуты свадебного обряда: березовый веник, украшенный лентами, ветка с бумажными бантиками, воплощавшие "девичью красоту", изображение водоплавающей птицы — символ жениха и некоторые другие. Следует также отметить, что в русском фонде имеются костюмы жениха, невесты, свадебных чинов, а также большое количество обрядового печенья и обрядовых полотенец. 
Русское собрание музея — одно из самых дорогих и ценных сокровищ, доверенных нам нашими предками: русскими крестьянами, ремесленниками, создавшими его, и русской интеллигенцией, заботливо собиравшей все эти памятники уже ушедшего мира.