Коневодство и коновязи у якутов

Первая историческая справка о якутском коневодстве датируется 1634 годом. Об этом свидетельствует письмо русских казаков-землепроходцев из Сибири Московскому царю

Первая историческая справка о якутском коневодстве датируется 1634 годом. Об этом свидетельствует письмо русских казаков-землепроходцев из Сибири Московскому царю: "А Якольская, государь, земля велика и людна, и конна!". Однако, работы многих исследователей культуры якутов (саха), археологические памятники и устное народное творчество дают основание утверждать, что якуты - одни из самых древних коневодов. В VI - IX веках предки якутов вели кочевой образ жизни в степях Южной Сибири и Предбайкалья. Основным их занятием было скотоводство и табунное коневодство. В Х - XIII в.в., буряты, теснимые монголами, в поисках новых пастбищ, начали переселяться на Север. Основная масса переселенцев обосновалась в Лено-Амгинском междуречье, где имелись прекрасные луговые пастбища для занятия табунным коневодством. Огромная заслуга якутского народа состоит в том, что, живя в окружении народов, занимающихся оленеводством, он не только сохранил свою самобытную культуру скотоводов, но и развил в условиях Севера табунное коневодство. В XVII в. якуты считались самыми северными коневодами мира, создавшими уникальную породу лошадей.

Якутская лошадь немного крупнее монгольской, с большой головой, светлой масти - белой, серой, палевой. Зимой якутские лошади обрастают длинной шерстью. Круглый год конные табуны проводят на пастбищах. Даже в 50 - 60-градусные морозы они предоставлены самим себе и добывают корм, разгребая снег копытами. Только молодняк остается в открытых загонах. Отличительные качества якутских лошадей - выносливость, неприхотливость, спокойствие. Могут проходить большие расстояния без пищи. Недаром якутская поговорка гласит: "Сытый всадник и голодная лошадь - хорошая пара". О богатстве и количестве лошадей в хозяйстве якутов свидетельствуют исторические документы и старинные былины "олонхо", в которых говорится, что богатые якуты имели до 90 жеребцов. Мерой измерения поголовья в XVII - начале XVIII в. был жеребец, на которого приходилось 10 - 15 кобылиц. Однако некоторые богачи даже не знали численности своего стада и измеряли его количеством жеребцов, то есть косяков.

Первенствующее значение коневодства у якутов подтверждает сохранившееся до наших дней приготовление продуктов питания из кобыльего молока и конского мяса. 

Кумыс и отварное мясо являются любимым угощением на свадьбе и традиционном празднике Ысыах, который проводился с различными ритуальными обрядами в прошлом и не менее торжественно проходит в наши дни в конце июня месяца. В это время на севере Якутии пробуждается природа, появляется новый приплод, доятся кобылицы. Праздник сопровождается восхвалением природы, воспеванием богов-покровителей людей и скота, восхвалением коня. Место, где проводится праздник Ысыах, украшается молодыми березками и резными коновязными столбами "сэргэ", навершия которых вырезаны в виде головы коня, кумысного кубка, птиц и т.д., а также традиционным национальным орнаментом. Ни один скотоводческий народ не имеет такого разнообразия коновязей как якуты. Коновязные столбы "сэргэ" являются очень важной частью материальной и духовной культуры народа, тесно связанной с его хозяйственной деятельностью, верованиями, традициями и обычаями. Научный сотрудник Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера, В.Ф. Яковлев разработал классификацию коновязей по их назначению и делит их на три группы. В первую - надворную группу входят коновязи, которые ставят у жилья и используют по их прямому назначению - для привязывания коня. Ко второй группе относятся культовые столбы, использующиеся при проведении культовых религиозных обрядов. И третья группа коновязей устанавливается на традиционном празднике Ысыах, который тесно связан с культом коня. В каждой из выше перечисленных групп имеются коновязи разного назначения, имеющие различное конструктивное решение и свою особую орнаментику. Например, свадебные коновязи устанавливали на усадьбе жениха. Вырезали их из сосны высотой 2 - 2,5 метра. Коновязь жениха имела навершие в виде головы коня, а коновязь невесты - в виде чорона, кумысного кубка. Наиболее разнообразны культовые коновязи. Среди них - шаманские коновязи с рогатыми навершиями, коновязи духам семейного очага, маленькие коновязные столбы, которые ставились в хотонах (хлевах) и были связаны с конем. Они вырезались из осины, украшались резным орнаментом в виде валиков и пестрым волосяным шнурком "сэлэкэ". К этой же группе относятся коновязи, которые ставились на могилах и т.д. В наши дни наибольшее распространение получили различные коновязные столбы, связанные с праздником Ысыах, а также коновязи, посвященные памятным и юбилейным датам в жизни России и Республики Саха (Якутия).

Коновязь - это собирательное название всего многообразия резных столбов "сэргэ", являющихся одним из символов богатейшей, самобытной культуры якутского народа.