Костюм невесты. Каракалпаки. Сырдарьинская обл. Конец XIX в. Фонды РЭМ.

Костюм невесты. Каракалпаки. Сырдарьинская обл. Конец XIX в. Фонды РЭМ.

Свадебный костюм был важнейшим элементом приданого каждой каракалпакской девушки, достигшей брачного возраста. При проведении длительного цикла свадебных церемоний его состав мог изменяться, становясь все более сложным по мере приближения к обрядам заключения брака, прощания с домом родителей и вхождения в новую семью.

Особенностью женского свадебного костюма каракалпаков являлось сохранение в нем архаических  черт, отражающих генетические связи ритуального женского убранства, бытовавшего у кочевых народов Средней Азии, с военными доспехами. Интересно, что именно у каракалпаков имелась эпическая поэма о девушках-воительницах, корни которой восходят к традициям сако-массагетских племен Приаралья второй половины I тыс. до н.э. В основе костюма невесты – синее платье с вышитым рисунком сауыт нагыс, что означает “узор кольчуги”. Тяжелый массивный головной убор “саукеле” с большими наушными лопастями и металлическим навершием напоминает боевой шлем. Каркас “саукеле” изготовлен из белого войлока – материала, который у тюрко-монгольских кочевников имел особое сакральное значение. Войлочная основа обтягивалась черным бархатом и простегивалась вместе с тканью. Именно технология простегивания придавала необходимую плотность мягким военным доспехам, бывшим на вооружении кочевников Великой Степи в средневековье.  Сходство “саукеле” со шлемом усиливает обилие нашитых на ткань металлических украшений, среди которых выделяется  бляшка “жига” в виде большого шипа, закрывающая переносицу. Плотные ряды необыкновенно крупных коралловых бусин передают ощущение силы, присущее общему облику головного убора.   О возможном реальном бытовании “саукеле” как элементе  защитного женского костюма свидетельствует и фрагмент каракалпакской “Сказки о женском царстве”, повествующей о бунте мужчин  против женской власти. “Отдайте нам шлемы и шапки ваши железные”, - требуют мужчины, - “себе возьмите котлы и кумганы медные...”.

В состав костюма невесты обязательно входили серебряные украшения. Особое место среди них занимал “хайкель” – крупное нагрудное украшение с фигурным навершием в виде рогов быка – тотемного животного, культ которого имел в Приаралье широкое распространение. Девять сердоликовых вставок, сияющих на поверхности “хайкель”, символизировали самую высокую степень полноты всех благодатных жизненных проявлений.