Крещение Господне

6/19 января 
Великий двунадесятый праздник, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в Иордане. Праздник Крещения завершал "нечистые" Святки, поэтому его обрядность носила очистительный характер. 

__________

Крещение Господне

Крещение Господне и Богоявление (водокрещи) - великий двунадесятый праздник, приходящийся на 6 января по ст.ст. В этот день Церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. Второе название - Богоявление - праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло "явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Св.Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца" (Христианство, т.1, 1993, с.290). Народное название праздника - Водокрещи - возникло в связи с одним из основных крещенских обрядов - водосвятием, или водокрещением. 

В крестьянском календаре день Крещения был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и т.п. С праздника Крещения Господня все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, "закрывались" границы между "мирами", прекращался контакт людей с "иным" миром, и они возвращались к своему привычному течению жизни. Действительно, Крещение завершало Святки, которые в народных представлениях считались временем "без креста", когда только что родившийся Иисус еще не был крещен. Крещение завершало и "страшные вечера" (см. Святки), отмеченные особым разгулом "нечистой силы". В связи с этим бoльшая часть крещенской обрядности имела очистительный характер. 

Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться чертенок. В Сибири верили, что утром перед водосвятием все "чертенята" должны утонуть. 

Подготовкой к празднику Крещения являлся и строгий пост накануне до первой "вечёрной" звезды; пожилые люди полностью воздерживались от еды и стояли весь день на молитве. Даже дети и подростки старались ничего не есть. 

Вечером все по возможности отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенно важным тожеством. Украшение сосуда с освящаемой водой свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями, дало одно из названий крещенскому сочельнику в центральных губерниях - "свечки". В Сибири канун Крещения тоже был очень почитаем и назывался Великим сочельником. 

По возвращении со службы и водосвятия крестьяне совершали обряды, в которых использовались очистительные, продуцирующие и апотропейные свойства святой воды: пили ее всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот. В Саратовской губ., каждый домохозяин ставил мелом кресты, окуривал дымом горящего ладана и окроплял святой водой все места в доме и во всем хозяйстве, которые, по традиционным представлениям, осмыслялись как границы, отделяющие "свое" пространство от "чужого": косяки окон, рамы, двери, заслон у печи, задворки, ворота, калитки, вереи - воротные столбы, двери хлевов, конюшен, погреба и проч. В некоторых местах мел для окрещивания построек святили в церкви вместе с водой. Там, где хаты были беленые, кресты ставили углем. Все эти действия, имевшие не только очистительный, но и апотропейный характер, производились в связи с представлениями о том, что в крещенский сочельник нечистая сила особенно опасна, так как она встревожена предстоящим водосвятием и потому мечется и повсюду. В Сургутском крае верили, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив ее и загородь святой водой, то нечистый будет сильно мучить скотину, и утром в Крещение она будет в мыле и в поту. 

Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался "голодной кутьей". Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Крещение ставили в хлев для домового с целью обеспечить благополучие для скота. 

По народным представлениям, в ночь на Крещение открываются небеса; происходит это в момент, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. 

Знаком отверзания небес для того, кто желает увидеть это, является волнение воды в чашке или стакане. Дождавшись этого знака, следует быстрее бежать на улицу; и если счастливец увидит "разверстые небеса", он может просить у Бога все, что пожелает, даже "царсво небёсно", и получит просимое. 

В Сургутском крае верили, что в крещенский сочельник домашние животные - коровы и лошади - беседуют о житейских делах и о будущем своих хозяев; поэтому ночью крестьяне ходили слушать во двор, как разговаривает скотина, чтобы узнать свою судьбу. 

Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями; в Тверской губ. эта посиделка получила название "солодкого", т.е. сладкого, игрища. 

Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось "хождение на Иордань" и водосвятие. Очистительные обряды с помощью "иорданской" воды были направлены как на обеспечение благополучия людей, так и скота и проводились не только дома, но и на самой "иордани". Многие люди, особенно больные, в надежде получить здоровье умывались прямо из "иордани"; а те, кто участвовал в святочных развлечениях, считающихся, с христианской точки зрения, греховными (гадания, надевание масок - ряжение, святочные бесчинства и проч.), ныряли в прорубь целиком. 

Сюда же, на "иордань", пригоняли скот, который священники окропляли освященной в реке водой. В Орловской губ. считали необходимым на крещенское богослужение приезжать на лошадях, а не приходить. По объяснениям крестьян, это делалось для "освящения" скота с целью предохранить его от болезней и от порчи колдунов и ведьм: "/…/ в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому что вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и освятится малость - святая ведь вода-то на Крещенье" (Максимов С.В., 1994, с.280-281). В Воронежской губ. в день Богоявления скот не поили до окончания водосвятия, а затем поили сразу же, чтобы весь новый год скот был здоров. С этой же целью и для приплода у русских смачивали "иорданской" водой сохраненные до дня Богоявления козули и скармливали их скоту (см. Козули). Архаичные формы обряда крещенского окропления скота были зафиксированы в Курской и Орловской губерниях. Здесь после обедни хозяева раскладывали во дворе не обмолоченные снопы разных видов зерновых культур, разломленный на куски хлеб и ржаные лепешки, оставленные для этого обряда с праздников Рождества Христова и Нового года. К разложенной пище выпускали из хлевов скотину и в то время, пока она ела, ее окропляли принесенной с "иордани" водой; при этом окроплявший животных хозяин надевал шубу мехом наружу. В Орловской губ. в обряде принимали участие все члены семьи: процессия домочадцев, направлявшихся во двор, происходила в торжественном молчании. У каждого в руках были необходимые для обряда предметы: икона с божницы, зажженная свеча, кадильница, топор, миска с богоявленской водой и соломенное кропило. Топор несли во главе процессии и так, чтобы он оставлял на земле след своим острием. Действия с топором же и завершали обряд: после кормления и окропления скотины его дважды перебрасывали через скот так, что траектории его полета образовывали крест. В этом обряде очевидно соединение элементов языческой и христианской культуры, а также стремление достигнуть нескольких целей, объединенных под общим понятием - обеспечение благополучия для скота. Так, действия с кадильницей (окуривание) и топором, обладающим, по народным представлениям, сильными апотропейными свойствами, как и любой острый или металлический предмет, имели целью защитить скот от нечистой силы, колдунов, ведьм и под. Кормление разными видами не обмолоченного хлеба производилось для того, чтобы скот был сыт весь год. Использование в обряде рождественского и новогоднего хлеба, козуль, вывороченной шубы было связано с идеей приплода: обрядовая пища и мех наделялись в традиционном сознании продуцирующей силой. Для осуществления всех перечисленных целей, а также для обеспечения здоровья скота использовалась освященная в "иордани" вода. 

Как и в сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек, используя уже "иорданскую" воду. 

С этой же целью совершались обходы причта по домам прихожан с крестом и святой водой. 

Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия. Так, в Вологодской губ. святой водой из домов, овинов, бань и т.п. выгоняли шолышнов. В Иркутской губ. чертей - шулюпанов во время крещенского водосвятия давили копытами лошадей состязавшиеся в верховой езде у "иордани". Подобным образом в некоторых местностях нечистую силу изгоняли ночью накануне Богоявления: "/…/ толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом" (Степанов Н.П., 1899, с.18). 

В связи с изгнанием из деревень нечистой силы и освящением воды в "иордани" у русских был широко распространен запрет полоскать белье на реке в течение недели после Богоявления: по народным представлениям, уходящая после Святок в воду нечистая сила может схватиться за белье и вылезти наружу. 

Магические свойства приписывались в народе не только святой воде, но и другим атрибутам праздника Крещения и Богоявления: соломе и вершинам елочек, которыми устилали и вершили дорогу к "иордани" (см. Водосвятие); крещенскому снегу, богоявленской свече, т.е. свече, которую зажигали во время обедни. Снег, собранный в ночь на Крещение со стогов, использовали для исцеления разных болезней; считалось также, что только с его помощью можно выбелить весь холст, как следует; крещенский снег бросали в колодцы в надежде, что он даст влагу земле, если летом не будет дождя. Богоявленскую свечу хранили в течение года и зажигали во время грозы для предотвращения пожара. В Сургутском крае большую предохранительную силу от нечистых духов приписывали свече, которую приносили вместе со святой водой со службы в крещенский сочельник. Эту свечу еще в церкви опускали в воду и так в воде и держали все время. В день первого выгона скота в поле кусочек этой свечи прикрепляли коровам между рогов, а коням - под гриву или под чёлку; считали, что эту скотину не тронут ни леший в лесу, ни водяной в воде. 

По народным представлениям, ребенок, окрещенный в Крещение, должен стать очень счастливым человеком. А тот, кто хочет стать счастливым и богатым или приобрести шапку-невидимку, должен одеться во все новое и во время крещенского водосвятия зарыться в копну сена, накошенную абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купалу, собранную новыми граблями и переношенную на новых носилках. Подойдя к этой копне, нечистый начнет выманивать смельчака оттуда разными обещаниями, но выходить можно только тогда, когда черт даст шапку-невидимку, иначе он может задавить человека вилами. По другим рассказам, нужно не залезать в копну, а в ночь на Крещение или во время водосвятия обойти ее "благословясь", т.е. с молитвой, и очертить огарком первой лучины, зажженной осенью, или начать поджигать сено. В этой ситуации нечистые, любящие сидеть в "ивановских копнах", за отпуск исполняют все желания. Еще один способ разбогатеть или получить желаемое связывает три календарных праздника: Васильев вечер, Иванов день (см. Иван Купала) и Крещенье. В ночь на Ивана Купалу нужно пойти в лес и около куста папоротника зачертиться васильевским огарком (см. Васильев вечер); дождавшись в полночь расцветания папоротника, нужно сорвать цветок и нести домой молча, не оглядываясь и не обращая внимание ни на какие видения, попадающиеся по дороге. Ночью же следует отнести цветок в церковь и положить под престол, где он должен находиться до Святок. А когда настанет день Крещения, и все пойдут из церкви на "иордань", нужно зайти в алтарь, вытащить из-под престола цветок и идти с ним к реке. Вот в этот-то момент и должен появиться нечистый и начать выпрашивать папоротниковый цвет, за который даст какое угодно богатство и все, что ни пожелает добытчик цветка. 

Крещенская ночь и богоявленская обедня были последними сроками святочных гаданий. Типичным крещенским гаданием девушек о замужестве было хождение за "тихой" или "молчальной" водой в 12 часов ночи: на реке зачерпывали воду ведрами или набирали ее в рот и старались донести ее до дома, не оглядываясь, молча. Со свойствами воды и снега в крещенскую ночь связаны, вероятно, гадания с замораживанием воды в ложках (см. Святочные гадания) и "прополка снега": " /…/ в сочельник, после заката солнца, девушки нагие выходят на улицу, полют снег, кидают его через плечо и затем слушают - в какой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут" (Максимов С.В.,1994, с.281). С обязательным подметанием пола в канун Крещения связано следующее гадание: "На Крещенье - пол подметешь, за окно выбросишь, где зазвенит колокольчик, туда и замуж идти" (Традиционные обряды и…, 1985, №116, с.24). Характерны для этого времени были также гадания с кутьей (см. Кутья), с бросанием башмачка, слушанье на чердаке, под матицей и на подворотне (см. Святочные гадания), "страшное" гадание с зеркалом. 

К празднику Крещения во многих местах России еще в конце ХIХ в. приурочивался обычай смотрин девушек, достигших брачного возраста - "невест" или "славушниц". Обряд назывался "дивьи смотрины", "выбор невест", "большой смотр невест", "на глибке стоять" (глибка - возвышение из глибок - комьев снега) "подольницы смотреть". 

В день Крещения вся молодежь одевалась в свои лучшие наряды, девушки белились и румянились. По случаю обряда "выбора невест" в более крупные местные центры на праздничную службу и водосвятие съезжались из соседних деревень "славушницы" и парни, намеревающиеся жениться в новом году. 

Присматривание "невест" начиналось еще во время службы в церкви. В с. Никольском Кадниковского у. Вологодской губ. после обедни весь народ, образуя две сплошные стены по главной дороге, ведущей к "иордани", наблюдал, как "славушницы" ехали в санях на водосвятие: в каждых санях сидело по две девушки; сбруи лошадей, идущих одна за одной, украшались, как на свадьбе. Не доезжая до "иордани", все сани устанавливали в каре, а девушки вставали в санях. В ряде уездов Новгородской губ. во время водосвятного молебна "невесты" стояли на горе или на высоком месте на реке, а парни - под горой. Непосредственно смотрины происходили после возвращения с "иордани" и обеда. В некоторых местах девушки в сопровождении матерей катались на санях по городской площади; в других - на реке около "иордани" или около церковной ограды девушки становились в один длинный ряд или в несколько рядов, а "женихи" прохаживались между ними. Помимо парней "невест" высматривали их родители, а в некоторых местных традициях несколько "женихов" рассматривали "невест" под руководством пожилой женщины, выполнявшей функцию эксперта по рукодельным качествам девушек. 

В Вологодской губ. для главного этапа смотрин "славушницы" надевали по 5-6 рубах с вышитыми подолами (только нижняя рубаха была украшена лишь двумя красными полосами); далее надевали сарафан, а на него - три или четыре передника с обильной вышивкой. Поверх всей одежды надевалась овчинная шуба, опушенная мерлушечьим мехом и крытая синим сукном. Подойдя то к одной, то к другой девушке, стоящей неподвижно, пожилая женщина, раздвинув полы шубки, демонстрировала "женихам" вышивку и кружева, украшающие передники и рубахи, поднимая все детали костюма один за другим до рубахи с красными полосами на подоле. 

На смотринах оценивались не только внешние качества "славушницы" (рост, полнота, красота) и ее умение прясть, ткать, шить, вышивать, плести кружева, что обнаруживалось при просмотре надетых на девушку нарядов; при выборе "невесты" уделялось внимание и ее здоровью. Помимо внешних данных, критерием здоровья девушки являлись теплые руки: матери "женихов" брали "невест" за руки, которые во все время смотрин (около 2-3 часов) оставались голыми, без рукавиц. Зябкую девушку, то есть с холодными руками, считали не подходящей для брака. 

Смотрины в Крещенье, наряду с другими обрядами и развлечениями святочного периода - гаданиями, ряженьем, посиделками с песнями, играми и ухаживаниями, - являлись элементом предсвадебной обрядности, направленной на формирование брачных пар нового сезона. Приуроченье смотрин как начального этапа сватовства к концу старого или началу нового года (в некоторых местных традициях зимние "выборы невест" происходили перед Святками, в течение их или сразу после Святок на беседах) демонстрирует непосредственную взаимосвязь календарных ритуалов и обрядов жизненного цикла. 

После Крещения начинался "мясоед" - время свадеб.