Крест — святыня драгоценная

Собрание православных крестов Российского этнографического музея формируется с 1903 г. до наших дней. Примерно половину крестов составляют серебряные, а остальные изготовлены из медных, оловянистых сплавов. В собрании Музея преобладает категория крестов, наиболее востребованная за пределами храмовой службы, — нагрудные: тельники и наперсные кресты, носимые поверх одежды в составе нарядного костюма. Кроме того, имеется и категория киотных крестов, важная для религиозной традиции в среде русских старообрядцев. 

Собрание охватывает все исторические периоды развития крестечного дела, отображая характерные для них композиционные стили: энколпионы XIII—XV вв.; производные от них монолитные, с развитой иконографией, кресты XIV—XVI вв.; специфически русские, весьма разнообразные по своей форме и семиотическим художественным средствам нагрудные кресты XVII—XVIII вв.; лаконичные по форме и выразительным средствам кресты XIX в.; наконец, традиционные по форме, но наделенные близким к иконописи замыслом авторские кресты рубежа XX—XXI вв., созданные талантливым петербургским мастером Ю. А. Федоровым.

В целом собрание нагрудных крестов зримо воссоздает определяющие направления в развитии православного художественного мышления, реализующего в композиции креста — индивидуальной святыни — его главные функции и символы: уподобление его библейскому древу жизни, а также солнцу христианского учения. Представлены многие центры, в которых собрание киотных крестов позволяет охарактеризовать особенности православного восприятия, свойственные старообрядчеству.

Директор РЭМ В.М.Грусман 

"Крест — святыня драгоценная". 

По материалам выставки православных крестов 

Для людей, исповедующих православие, носимый на груди крест — личная святыня, способ постоянной связи с другими верующими и Богом, знак устремления к духовной и эстетической цельности. Крест символизирует подвиг Христа и Его Воскресение. Выставка из собраний Российского этнографического музея посвящена исторической символике, а также типологии, формам бытования нагрудных крестов у православных мирян России, в различных этнокультурных традициях. 

В первом разделе выставки прослежены этапы развития крестечного дела с ХII-ХIII в. по XIX в. Здесь же, на материале изделий русских мастеров XVII—XVIII вв., представлены основные типы православной художественной реализации двух общехристианских идей: Крест Христов подобен библейскому древу жизни и символизирует свет христианского учения, Апостольскую церковь. 

Тельники и более крупные кресты, носимые поверх одежды, получили широкое распространение уже с первых веков крещения Руси. В ХII—ХIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были энколпионы — двустворчатые кресты-мощевики. Разнообразны формы четырехконечных киевских энколпионов: с округлыми, трапециевидными концами; со средокрестием, образованным дугами или уподобленным квадрату, ромбу.

Иконографическая композиция обычно объединяла створы: на лицевой стороне помещалось изображение Распятия (без показа Голгофского креста), на оборотной — Богородицы, святых. В это же время появляются энколпионы с изображением русских святых, князей Бориса и Глеба. 

В XV—XVI вв. наряду с энколпионами весьма распространены производные от них кресты — повторяющие их форму (квадрифолий и др.), но монолитные и с более подробным изображением обстоятельств Распятия и более широким представлением святых. На верхнем конце креста нередко воспроизводился один из ключевых христианских сюжетов — Спас Нерукотворный, Престол Уготованный и др. На кресте появляются надписи: ЦРЬ СЛВЫ ("Царь славы") и NИK ("Ника", т.е. слава, победа). 

XVII—XVIII вв. — время расцвета русской крестечной традиции, опиравшейся не только на усвоение византийских и древнерусских образцов. В России тогда уже существовали различные центры изготовления серебряных, меднолитых крестов — в Москве, Твери, Великом Новгороде, Ярославле, Вологде, Великом Устюге и др. 

Определяющие факторы в разработке новых типов крестов — развитие религиозно-художественного мышления на Руси при создании храмовых крестов (купольных, фасадных), а также появление различных самобытных вариантов сочетания формы, иконографии и орнаментики, способов пластического, цветового выражения: символики библейского древа жизни и света христианского учения. 

Так, начиная с XV—XVI вв. на русских нагрудных крестах, в отличие католических, Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой — подножием Распятого). Эта композиция, ставшая весьма распространенной с XVII в., расширила знаковые возможности пластики: изображенный на поверхности восьмиконечный крест, в единстве с копием и тростью, черепом Адама — это Крест Христов; а четырехконечный крест-изделие означал конфессиональную принадлежность его владельца.

Более подробная информация о распятии — еще одно отличие русских крестов от западноевропейских. Кроме IНЦИ (соответственно упомянутому в Евангелии "Иисус Назорей Царь Иудейский"), на кресте непременно имелись надписи о Распятом: IС ХС // СНЪ БЖIИ ("Иисус Христос Сын Божий"). 

В добавление к прежним прославляющим надписям, находившимся на вертикальной планке, ниже рук Распятого, на горизонтальной планке креста-изделия помещался текст: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ. Идея победы над смертью и возможности воскрешения благодаря подвигу Христа передавалась надписью около черепа Адама: М. Л. Р. Б. ("Место лобное рай бысть"). 

Символика живоносного древа жизни находила выражение в особенной форме концов креста — в виде округлого, овального лепестка, или бутонообразного, или трилистника. Кроме того, благодаря изображению идущих снизу вверх растительных побегов, обрамлению креста по периметру завитками, листьями, помещению растительных элементов в углы средокрестия и, наконец, благодаря эмалированию (обычно голубым, синим, зеленым, желтым цветом) и помещению каст с драгоценными камнями на лицевой стороне креста. 

Второе общехристианское символическое значение передавалось лучами, идущими из средокрестия креста — по одному, проходящему по биссектрисе этого угла, или, чаще, по три луча из каждого угла, и тогда общее их количество символизировало двенадцать апостолов, учеников Христа. 

На оборотной стороне креста обычно помещался текст одной из двух молитв, прославляющего характера: "ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГ И РАЗЫДУТСЯ ВРАЗИ ЕГО И ДА БЕЖАТ ОТ ЛИЦА ЕГО НЕНАВИДЯЩИ ЕГО И ЯКО ИСЧЕЗАЕТ ДЫМ ДА ИСЧЕЗНУТ И ЯКО ИСЧЕЗАЕТ ВОСК ОТ ЛИЦА ОГНЯ ДА ПОГИБНУТ БЕСЫ ОТ ЛИЦА ЛЮБЯЩИХ БОГА НАШЕГО" или "КРЕСТ — ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ ЦАРЕМ ДЕРЖАВА КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА". Молитва усиливала обережную функцию носимого на груди креста. 

Нагрудные кресты, появившиеся в XIX в., имели более простую форму, нередко без обрамления по периметру и без декора во внешних углах средокрестия. Вместе с тем им присуща более подробная иконография страстей Христовых: на оборотной стороне могли помещать изображения молотка и гвоздей, лестницы и др. 

В конце XX — начале XXI в. в связи с возрастанием религиозности усиливается потребность в ношении креста и вновь появляются крестечные композиции, в основном повторяющие типы XVII—XVIII вв. К числу мастеров, развивающих русскую православную традицию, принадлежит петербургский ювелир Ю.А. Федоров. Используя традиционные формы нагрудных крестов, мастер расширяет круг представляемых на них христианских иконописных сюжетов, что усиливает эффект причастности верующего, владельца креста к истории православия и Церкови. 

Во втором разделе выставки охарактеризовано своеобразие типов нагрудных крестов у других православных народов, входивших в состав российского государства в XIX — начале XX вв. Впервые широко представлены способы ношения креста в составе праздничного костюма, когда ярко проявлены те функции, которые присущи бытованию креста в народной среде: в качестве необходимого элемента в создании цельного эстетического облика и оберега. 

В среде русского населения в конце XVI — XVIII вв. крест носили на массивной цепи, звенья которой имели форму кружков, заполненных завитками, или S-образных элементов и составлялись в два-три и более ряда. С конца XVIII в. серебряные, бронзовые цепи нередко состояли из рядов строенных, счетверенных восьмерок. В XIX в. у крестьян нагрудный крест — деталь женского праздничного костюма носили на "гайтане" — широкой бисерной цепи или тканой тесьме, кумачовой полосе, украшенной бисером и дополненной по обе стороны от креста бусинами из янтаря (которому приписывали обережную силу), цветного стекла, пасты.

Украинские кресты, изготовлявшиеся в XVII—XIX вв. на территории Воронежской, Харьковской губ., а также в Галиции (ныне западная Украина), характеризуются своеобразной проработкой раннесредневековых художественных традиций. Распространены были кресты, все полупланки которых расширялись от средокрестия и имели трапециевидную форму, а также прямоконечные кресты с треугольниками, ромбами и/или перекрестиями на всех концах. На поверхности обычно изображалось распятие (без Голгофского креста), надписи нередко отсутствовали. 

Два общехристианских символа, связываемых с Крестом Христовым, передавались элементами, помещаемыми в углы средокрестия и извне у концов, при этом луч и двойной завиток нередко соприсутствовали и даже дополнялись перекрестием. На концах гуцульских крестов нередко изображались восьмиконечные звезды и концентрические круги — деталь раннесредневекового крестечного декора. Кресты отливались из бронзы, латуни, реже из серебра. Их носили на витых металлических цепочках, трехгранных в сечении, или на кожаной тесемке, декорированной латунными бляшками. У гуцулов распространено было женское шейное украшение згарда состоящая из нескольких, от трех до двенадцати и более крестов, подвешенных на цепочке и разделенных пружинками, трубочками. 

Грузинские мастера в XVIII—XIX вв. отливали кресты из серебра, реже из золота. Нередко встречались равноконечные кресты с расширением всех полупланок. Характерная особенность иконографии — изображение святого Георгия, признаваемого покровителем грузинского народа. Кресты, носимые в составе нарядного костюма, декорировались драгоценными камнями, а также, что характерно для византийского искусства, металлическими подвесками в форме лепестков, бубенчиков. Нагрудное украшение могло включать в себя и несколько крестов, закрепленных на серебряной цепи. 

У православных эстонцев-сету (проживавших на территории Псковской губ.) широко бытовали серебряные кресты, изготовленные русскими мастерами. Вплоть до середины XIX в. у молодых женщин-сету существовал оригинальный способ включения креста в состав праздничного костюма: множество крестов подвешивали на массивную серебряную цепь, и при ходьбе они звенели, выполняя обережную функцию. Позднее в нагрудное украшение входило не более двух крестов. 

У народов Поволжья — мордвы, марийцев, крещеных татар и чувашей — серебряные или медные кресты русской работы входили в состав нагрудных, шейных украшений. Крест (реже несколько крестов) помещался, как и у русского населения, на бисерный гайтан, с дополнением серебряных монет, либо бисерную застежку на рубахе, либо на ожерелье из раковин каури. 

У народов Восточной Сибири — якутов, эвенков, эвенов — наряду с крестами русской работы, привезенными из европейской части страны, бытовали и отлитые по их образцу, из серебра или сплавов цветных металлов, якутские кресты. Традиционные крестечные формы дополнялись гравированными изображениями Голгофского креста (без показа Распятия) и черепа Адама, краткими надписями. Крест носили на металлической цепочке поверх одежды; у эвенков иногда закрепляли сразу несколько крестов на меховой нагрудник, создавая тем самым единое украшение. 

Будучи в первую очередь индивидуальной святыней, православный крест и прежде, и в настоящее время служит объединению христиан, принадлежащих разным этнокультурным традициям. Выставка демонстрирует исторически сложившиеся формы соединения символики креста и эстетики народного быта.