Средокрестная неделя 

Обрядовое печенье из ржаной муки в форме креста. В народе верили в магическое воздействие печенья на будущий урожай и благополучие в семье. Означало перелом Великого поста: "ломает говенье — крестов печенье".

__________ 

Кресты

Кресты (крестики, крестушки, хрестцы, хрясты) — печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста, изготовляемое в среду или четверг на Средокрестной неделе Великого Поста (см. Средокрестие), и имевшее обрядовое значение. Указывая на важность печения "крестов" в середине поста, крестьянки Нижегородской обл. говорили: "Ломается говенье — крестов печенье". 

В разных местах "кресты" могли отличаться по размеру, но были похожей формы. Чаще всего их делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на "крестики" при помощи формочки. В одной местности могли встречаться оба способа изготовления. Так, в Нижегородской обл. "кресты", которые пекли из пресного теста двумя названными способами, назывались "простые" и "вырезные". В некоторых районах Рязанской обл. "кресты" пекли в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста. 

Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи. Так сибиряки считали, что съеденный в Средокрестие "крест" дает человеку здоровье. В Вязниковском у. Владимирской губ., "чтобы хлеб уродился", в середину креста хозяйка запекала ржаное зерно; "чтобы куры велись" — перышко; "чтобы голова легче была" — человеческий волос и т.д. По запеченным в "кресты" предметам гадали о будущем, в этом случае пекли ровно столько печенья, сколько человек в семье. Хозяйка складывала кресты в решето, потряхивала его несколько раз, после чего каждый выбирал себе понравившийся крест. Кому при этом достанется монетка или зернышко, тот будет жить в достатке и счастье, уголь или "печина" — кусочек печного кирпича — в печали, кольцо — женится или выйдет замуж, тряпочка — к смерти, а если в "крестике" ничего не окажется, говорили: "Жизнь пустая будет". Полученный вместе с печеньем крест (нательный или сделанный из лучинок) в разных местах расценивали по разному: кое-где он предвещал несчастье и смерть, а кое-где указывал на человека с легкой рукой, того, кому полагалось первому засевать хлеб (московск.). В других местах первым засевальщиком становился человек, в "кресте" у которого оказалась монета (вологодск., костромск., московск. и т.д.), а в Саратовской губ. первую горсть зерна должен был бросить нашедший в своем "крестике" зерна ячменя. Чтобы увеличить урожай, один или несколько "крестиков" сохраняли до начала сева, закапывая их в амбаре в зерне. Когда шли сеять, их брали с собой и, помолившись, съедали в поле: в Курской губ. так делали, когда сеяли овес, чтобы "овес ровным был". В Рязанской обл. перед тем, как бросить первую горсть зерна, засевальщик такое печенье не съедал, а "запахивал в поле", присыпал землей на пашне. 

Печенье в форме креста, по народным представлениям, благотворно воздействовало не только на урожай, но и на здоровье, безопасность и приплод скота. В Калужской и Рязанской губерниях его давали съесть в поле лошади, на которой пахали, для чего делали специальный "крест", значительно превосходивший остальные по размеру. В Московской губ. "крестики" сохраняли "до Егория" (см. Егорьев день), дня первого выгона скота на пастбища, когда их скармливали коровам и лошадям. В Южной России кроме "крестиков" из того же теста пекли специальные хлебцы для скота: маленькие лепешечки или шарики — "катухи". 

В Среднем Поволжье — в Костромской, Нижегородской губерниях — каждая хозяйка пекла большое количество "крестиков" для детей ("стукольщиков", "подокошников"). В Средокрестие мальчики (девочки редко) обходили дома с пением озорных "крестных" песенок, в которых выпрашивали печенье: 
                    "Говенье ломается, 
                    На печи Христос обувается, 
                    Кадка молока опрокидывается, 
                    Нитка доле, доле, доле,
                    Подавай крест поболе. 
                    Кто не даст — тому вырви глаз, 
                    Кто даст — тому серебряный".
                              (Соколова В.К. 1979. С. 150)
Или: 
                    "Тетушка, крестик -
                    Говенье — то треснет.
                    Говенье ломается
                    К пасхе подвигается".
                              (Корепова К.Е. 1998. С. 9.) 
Или: 
                    "Половина говенья переломилася, 
                    А другая под овраг покатилася. 
                    Подавайте "крест", подавайте другой, 
                    Обмывайте водой". 
                              (Соколова В.К. 1979. С. 96). 
Или: 
                    "Хрес воскрес, 
                    Подавай нам крес, 
                    Гуслицы, гуслицы, 
                    Воды студеницы, 
                    Ворон не тронь, 
                    Каменьком не брось! 
                    Половина-то говина перекатится, 
                    Христовый день пододвинется!" 
                              (Традиционные обряды и... 1985. С. 43) 

Хотя в конце 19 — начале 20 в. обходы превратились в детскую забаву, видимо ранее они были одним из средств аграрной имитативной магии: обрядом вызывания весеннего дождя, необходимого для всходов. Об этом свидетельствует завершающая многие песенки просьба: "Обливай водой"; "Чем хочешь, поливай, только крест подавай"; "Подайте крест, обливайте хвост" и т.д. Кое-где действительно было принято поливать ребят водой в ответ на их просьбу. Ребятишек, как цыплят, сажали под большую корзину, оттуда они пели: "Здравствуйте, хозяин — красно солнышко, здравствуйте, хозяюшка — светлый месяц, здравствуйте, дети — яркие звездочки! Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!". При этом их обливали водой, а затем давали по кресту. 

В тех местах Нижегородской обл., где обходы дворов не были распространены, кресты пекли по количеству членов семьи плюс один. При этом первый испеченный крест было принято отдавать или соседскому ребенку, или нищему. В традиционном народном сознании дети и, в большей степени, нищие считались обладающими связью с иным миром, поэтому угощение их обрядовым хлебом ("крестом") может трактоваться как приношение — жертва предкам, от которых зависело благополучие земледельца. 

Печенье-крест в некоторых районах Нижегородской обл. использовали также в обрядовых действиях, отмечавших перелом Поста ("говенья"). В Семеновском р-не печение ломали со словами: "Крест треснет — и говенье треснет". В Первомайском р-не, вытянув крест при гадании, говорили: "Целый крест — целый пост", а переломив, добавляли: "Половина креста — половина поста". Произнесенная формула, превратившись в 20 в. в игровую, восходит к действиям заклинательного характера, целью которых было ознаменование перехода поста во вторую его фазу и приближение Пасхи. 

Часто Средокрестие связывали с приближением весны, при этом обрядовые действия с "крестами" должны были, по мнению крестьян, способствовать ее встрече так же, как аналогичные действия с "жаворонками". В Воронежской обл. дети с только что испеченными "хрестами" пели заклички — веснянки: 
                    "Хрясты, хрясты, 
                    На чем росли? 
                    На кнутике, 
                    На хомутике, 
                    На сохе, 
                    На бороне, 
                    На чужой стороне". 
                               (Ворошилин В.А. 1996. С. 17)