Кузьма и Демьян

14.11.2018

По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага. 

1/14 ноября - бессребреников и чудотворцев Асийских, родившихся в Малой Азии и воспитанных матерью - христианкой Феодотией. В ноябрьском житии братья охарактеризованы также, как и в предыдущих, но их жизнь завершилась мирно и "честные мощи" были положены в Феремане (Месопотамия). Здесь же приводятся сказания о чудесах, совершенных братьями - об исцелении тяжелобольной женщины по имени Паладия; о вылеченном от бешенства верблюде; о спасенном жнеце, в рот которого во время сна вползла змея и чуть не погубила его, если бы не помощь святых чудотворцев; о женщине, избавленной Космой и Дамианом от дьявола. 

К святым Косме и Дамиану относились с особым почтением во всех восточнославянских землях. На Руси им посвящались монастыри и храмы. Так, во всех городах, возникших до XVII в. были построены церкви во имя Космы и Дамиана. В одном Великом Новгороде с XII по XVI вв. существовало пять таких церквей. Строились космодемьянские монастыри и церкви и в других городах - Москве, Твери, Холме, Владимире, Муроме, Суздале, Нижнем Новгороде, Пскове и т.д. На иконах Косма и Дамиан изображались с коробочками-аптечками в руках, говорившими об их врачебном искусстве. Помещались изображения Космы и Дамиана и на полях икон, посвященных Богоматери и другим святым. Иконы с ликами Космы и Дамиана входили в деисусный чин и в двухрядницы, хранились во многих крестьянских домах. 

По народным представлениям, Кузьму и Демьяна считали ремесленниками ("рукомесленниками"), основным занятием которых было кузнечество. Божьими или святыми кузнецами называли их в народе, кузнецами-бессребрениками, работавшими не за вознаграждение. Кузнечные мастера обращались к Кузьме и Демьяну, как к своим покровителям и отмечали осенний день их памяти - 1/14 ноября, - как праздник кузнецов, в который не принято работать.