Любовь к родной земле

 

ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ СТАРАЛИСЬ ПРИВИТЬ ДЕТЯМ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОНИ СТРЕМИЛИСЬ СДЕЛАТЬ ВСЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕТИ ЛЮБИЛИ РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ, РОДНУЮ ДЕРЕВНЮ С ЕЕ ЛУГАМИ, ПОЛЯМИ, ЛЕСАМИ, СОСЕДНИЕ СЕЛА И ДЕРЕВНИ, СВЯЗАННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ РОДСТВЕННЫМИ УЗАМИ, А ТАКЖЕ ВСЕ ТЕ СЕЛА, ГОРОДА, ГДЕ РАССЕЛИЛОСЬ "РУССКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПЛЕМЯ". РОДИТЕЛИ, РОДСТВЕННИКИ, СОСЕДИ ЗНАЛИ ПРОСТУЮ ИСТИНУ, КОТОРУЮ СО ВРЕМЕНЕМ УСВАИВАЛ И РЕБЕНОК: "ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЕ ГНЕЗДО НЕ МИЛО", "СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРЕСТИ МИЛА".

 

Любовь к родной земле

Воспитание подростка в русской деревне заключалось не только в передаче ему трудовых знаний и навыков, но и в приобщении его к тому духовному миру, в котором жили взрослые люди. Подросток должен был усвоить основные понятия и ценности человеческой жизни, своеобразный кодекс правил русского человека, христианина. Ребенку незаметно, но систематически прививали мысль, что он должен любить свою землю предков — "отчину", уважительно и заботливо относиться к родителям, старым и немощным людям, маленьким детям, в любви и строгости воспитывать своих будущих "чад", быть милосердным к несчастным и обиженным, помнить о своей чести. 

Любовь к отчизне русские крестьяне старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось "русское христианское племя". Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: "глупа та птица, которой свое гнездо не мило", "своя земля и в горести мила".

Подросток воспитывался в любви к отчине через советы родителей: почитай землю, дающую человеку возможность жить: "Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает"; бережно относись к окружающему миру: "Природу не надо увечь, а надо беречь", "Природа — царю воевода"; люби людей, живущих с тобой рядом: "Доброе братство сильнее богатства"; серьезно относись к необходимости защиты своих земель: "Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит", "Коли у поля стал, так бей наповал". 

Чувство любви к родине — "Святорусской земле", "Матери россейской земле", "Мати Россее" приходило к детям также через рассказы взрослых деревенских людей, своеобразных хранителей исторической памяти народа, хорошо знавших былины, исторические песни, легенды, предания; из рассказов солдат, полных впечатлений о битвах, участниками которых они были; через странствующих монахов, и их рассказы о подвигах святых мучеников, погибших во имя спасения православной Руси. Все эти люди хранили в своей памяти множество событий, сведений, связанных с героическими временами и подвигами русского народа. При этом они осмысляли свои знания как дар, полученный от предков, своеобразное завещание, и считали своим долгом передать полученное им наследство следующим поколениям людей. 

В исторических песнях, которые предлагались подрастающему поколению, защита родины в дни бедствий рассматривалась как главная задача мужчин. Через исторические песни, былины до подростков доводилась и мысль о невозможности отречения людей от русских обычаев, так как отрекаясь от правил, предписанных русскими людьми предками, отрекаешься и от своей отчины, становишься чужаком.