Люди тундры — саамы

В Лапландии — за Полярным кругом, в зоне тундры, где половину года царит полярная ночь, живут саамы (лапландцы, лопари). Еще в раннем Средневековье саамы, лопь русских летописей, проживали южнее, но их вытеснили на север соседние прибалтийско-финские народы. Небольшие группы саамов расселились в средней Карелии, а позже на Кольском полуострове, на севере Норвегии, Швеции и Финляндии. Государственные границы не мешали им и в XIX веке вести совершенно особый образ жизни. Их хозяйственный уклад и сегодня отличается от обычного для соседей — скандинавов, финнов и русских, а также коми-ижемцев и ненцев, откочевавших на Кольский полуостров в конце 1860-х годов. 

Яркая и самобытная культура саамов была максимально адаптирована к тяжелым природным и климатическим условиям Севера. 

С древности саамы занимались охотой. На побережье Баренцева моря большое значение имел промысел морского зверя, особенно нерпы; повсеместно охотились на пушных зверей, а во внутренних районах — на дикого северного оленя. 

С оленем была связана вся жизнь саама: "Мы не пахари, мы не косари… Мы оленный народ. Наш хлеб — олень-батюшка. Его кормом живем: мох белый, ягель… Мудрый зверь олень, и корм его не простой. Хочешь быть сытым — знай, как беречь и холить оленя, ну а первая причина все-таки ягель. Умей пасти оленя на ягеле, и будешь счастлив, человек — так надо сказать!".
Саамы имели небольшие стада — до 50 оленей, их собирали только для забоя, летом практиковался вольный выпас. Чтобы олени не разбредались, саамы использовали дымокуры, оленьи сараи и изгороди. По традиции оленя дарили при рождении и крещении ребенка. К свадьбе у молодого саама было собственное стадо — основа жизни и благополучия семьи. От оленя получали мясо, шкуры, из которых шили обувь и одежду, из оленьих жил делали прочные нити для шитья. Кости и рога служили для изготовления орудий труда и утвари. 

Весной и летом, во время перекочевок, на оленя навьючивали все имущество семьи. Даже колыбельку с младенцем приторачивали к вьючному седлу на олене, а детей постарше, чтобы они не уставали, сажали верхом. Зимой оленей запрягали в кережу — саамские сани-лодку. 

Оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья находились в пользовании сийда (погоста) — локального кочевого объединения. У саамов были зимние и летние поселения, несколько весенних и осенних промысловых стоянок. Зимние погосты располагались во внутренних районах, летние — на побережье моря, озер или рек. 

Древний тип жилища саамов — вежа. Это стационарное жилище из жердей, покрытых корой и дерном, в виде усеченной пирамиды. 

В конце XIX века у кольских саамов вежу вытеснили избушки с плоской крышей  пырт или избы русского типа с двускатной крышей. Во время перекочевок саамы использовали легкие переносные постройки конической формы  кувакса из жердей, покрытых мешковиной или брезентом. 

Для дохристианских верований саамов характерно поклонение небесным светилам, обожествление явлений природы. Особое место занимало почитание дикого северного оленя. Древние тотемические воззрения народа отразились в легендах о чудесном оборотне — человеке-олене Мяндаше, родоначальнике саамов, научившем их охоте, даровавшем им лук и стрелы. У саамов была распространена вера в божества покровителей промыслов. Особым уважением пользовалась хозяйка оленьих стад Лоут-хозик. 

Лапландия в легендах и преданиях соседних народов — сказочная "страна холода и мрака", где живут колдуны и чародеи. Могущественные шаманы — нойды в прошлом играли видную роль в жизни лопарей. Они совершали различные обряды, жертвоприношения, лечили больных, предсказывали будущее, помогали отыскивать пропавших оленей. Шаманы выступали в качестве посредников между миром людей и миром духов и божеств; их духами-помощниками были в небе — птица, на земле — олень, в воде — рыба. 

Саамы поклонялись священным камням сейдам, считавшимся у них родовой святыней. Сейды — это, как правило, отдельная скала, груда камней или огромные валуны, стоящие на небольших камнях, расположенные около воды или на местах промыслов. Часть саамских сейдов естественного происхождения, другие — рукотворные. Культ сейдов иногда связывают с культом предков. Известный исследователь Н. Харузин зафиксировал предание о том, что некий колдун нойд ушел в горы и превратился в камень (сейд на этой горе имеет вид спящего человека). Сейдам приносили жертвы (их мазали кровью и рыбьим жиром, оставляли часть своей добычи), для того чтобы обеспечить хорошую погоду и удачу на промысле. Места, где располагались сейды и проводились жертвоприношения, были священными, женщинам там запрещалось находиться. 

Первые контакты кольских саамов с русскими относятся к XII веку, в ХV веке эти земли вошли в состав Московского государства. С начала ХVI века начинается христианизация саамов, в которой особенно большую роль сыграл Печенгский монастырь, основанный монахом Трифоном в 1550 году. 

В ХХ веке изменились хозяйственная деятельность саамов и образ их жизни. Окрепли культурные и политические связи между саамами разных стран. Ассоциация кольских саамов (г. Мурманск) работает в составе Союза саамов, штаб-квартира которого находится в Норвегии.

Фото