Мир войлока

Сегодня войлок — материал одновременно традиционный и современный. 

В коллекции Российского этнографического музея представлены войлочные изделия, выполненные в традиционных техниках, которые характерны для разных этносов России.

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. 

Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности многих народов. 

Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты.

Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной. 

Первые войлоки выполняли из натуральной шерсти естественного цвета. Со временем стали использовать шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время. 

При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый — из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний. 

Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос. 

Войлок обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкие войлоки использовали в качестве головных покрывал, из толстых делали доспехи, обувь, покрытия для юрты. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку; украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и др. Основные из них сохранились до настоящего времени. 

Носителями иранской техники изготовления войлока с использованием вкатанного узора были народы Средней Азии, которые и сегодня выполняют кошмы (войлочные ковры) точно так же, как это делалось в древности. Излюбленными цветами туркменских войлоков были белый, красный и черный, а основным рисунком — стилизованный бараний рог. При этом узор выкладывали шерстью на циновке, которую скручивали, а затем приступали непосредственно к валянию кошмы. Пазырыкскую технику, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов.

Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования изделий у многих народов. Вместе с тем, продолжает бытовать, например, в Бурятии традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями. 

Если валянием небольших изделий обычно занимались женщины, то изготовление крупных предметов считалось в основном мужской работой. Так, например, готовое к валянию полотнище для юрты навивали на палку и зашивали в кожу. Затем палку привязывали к стременам оседланного коня, который возил ее по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. 

Славянские народы собственно войлоки не изготавливали. Зато им были знакомы так называемые полувойлоки — тканые и потом подвалянные материалы. Классическим результатом применения этой техники является сукно, из которого с давних времен делали верхнюю одежду. 

Использовали войлок и для покрытия головы. Так, головные уборы различных форм, изготовленные из овечьей шерсти, хорошо известны многим народам Поволжья и Приуралья. Мужские шляпы валяли домашним способом на деревянной болванке. В некоторых районах, например, в Оршанском, производство мужских шляп приобрело характер кустарного промысла. 

Интересна и история появления валенок в России, которая относится к середине XIX в., когда валяные сапоги являлись исключительно праздничной обувью, считались ценным приобретением для каждой семьи. С развитием промысла обрядовое назначение валенок менялось: в одних районах праздничные валенки становились повседневными или рабочими, в других бытовали валяные сапоги, предназначенные только для праздников или работы. В конце XX в. валенки из некогда модной и престижной обуви превратились сначала в повседневную, а затем в обувь для детей и стариков. Однако до сих пор в суровые зимы многие жители деревень надевают вместо современной модной кожаной обуви полюбившиеся валенки. 

На Кавказе и сегодня сохраняются практически все способы изготовления и декорирования войлоков и войлочных изделий. Мозаичный, когда из двух разных по цвету полотнищ войлока, положенных один на другой, по одному лекалу вырезается узор, разноцветные элементы которого меняются местами и сшиваются в готовое изделие. 

Аппликационный способ состоит в нашивании на однотонную основу фрагментов орнамента, вырезанных из войлоков других цветов. Техника вкатывания предполагает выкладывание шерсти уже в процессе валяния войлока. Известно, что на Северном Кавказе и в Дагестане также были распространены войлочные сапоги. Наибольший интерес представляют свадебные сапожки лакских женщин, украшенные узорной прострочкой и аппликацией с золотным шитьем. И сегодня мастера, продолжая народные традиции, создают войлоки, не только удовлетворяющие утилитарным потребностям, но и являющиеся высокохудожественными образцами современного прикладного искусства.