Молдаване

Празднование Нового года в молдавском селе редко проходило без веселого и самобытного представления ряженых, разыгрывавших старинную народную драму "Нунта" ("Свадьба"). Это действо, по древнему поверью, благотворно влияло на плодородие земли и многодетность семьи, обеспечивало хороший приплод скота, о чем свидетельствуют явные фаллические мотивы в традиционных атрибутах некоторых персонажей...

Происхождение этнонима

Молдаване (самоназвание — молдовань) — народ, сложившийся в Восточном Прикарпатье в результате взаимодействия романизированных волохов и восточных славян. Вероисповедание молдаван — православие. В конце XIX — начале XX вв. основная часть молдаван России проживала в Бессарабии, а также в Подольской и Херсонской губерниях.

Основные занятия

Теплый климат, плодородные почвы, рельеф местности на территории Молдавии с давних пор способствовали занятию земледелием и скотоводством, что определило приоритеты в развитии традиционных культурных черт. 

Продукты овцеводства, виноградарства, а также — кукуруза, пшеница и конопля — являлись как предметами внутреннего потребления, так и основными товарами, предлагаемыми молдаванами на рынке.

Древнейшим занятием молдаван было виноградарство, о чем свидетельствуют письменные источники, а также найденные археологами глиняные амфоры (I в. н. э.) с остатками высохшего вина.

Ткачество — женское занятие

Одним из наиболее распространенных и древних женских занятий было ткачество. Материалом служили конопля, лен и шерсть. Вековые традиции ковроткачества способствовали появлению самобытного типа ковров, выполнявшихся в технике двухстороннего килима. Они изготавливались на вертикальном ткацком стане из нитей, окрашенных растительными красками. Характерное сочетание пастельных тонов придавало им особый колорит. Значительное количество ковров вырабатывалось в мастерских женских монастырей Молдавии.

Традиционная одежда

В XIX — первой половине XX в. молдавское крестьянство сохраняло традиционную одежду, сшитую из тканей домашнего производства. Один из женских комплексов с "катринцей", — поясной несшитой одеждой, роднит его с комплексом соседей — украинцев Подолии, но отличается цветовой гаммой и полотенчатым головным убором — "нафрама".

Праздничная народная культура

Одной из самых ярких черт праздничной культуры молдаван является новогодняя народная драма "Нунта" ("Свадьба").

Ее главные персонажи — старик и старуха (баба), жених (мире) и невеста (мирясэ), свекор (сокру-маре) и дружка (батэжелул, друг жениха), доктор (докторул), медведь (урсул) и черт (дракул) — издавна участвовали в представлениях, связанных с культом плодородия. В конце XX в. драма "Нунта", утратив магический смысл, превратилась в праздничное действо, сохранив традиционные костюмы и атрибуты. Своеобразие этой драмы обусловлено наличием в ней персонажей, характерных как для языческих "игрищ" (медведь, черт), так и для более поздней драмы (жених, свекор, доктор и др.). Наиболее показательна фигура старика, в прошлом, несомненно, главного персонажа, а в настоящее время — единственного носителя идеи плодородия (его атрибутом до сих пор остается скрипка, центральная часть которой выполнена в виде фаллоса). Маска старика, сделанная из меха, позволяет предположить, что данный герой занимает особое место между животными и людьми. Одеты персонажи в традиционную одежду, однако, если жених и свекор носят праздничные костюмы, то на старике Моше — ветхая одежда (суман), дырявая сумка (трайстэ) и изношенные лапти (опинчи). В костюмах персонажей "Нунты" теснейшим образом переплелись традиционные элементы и предметы нового времени, вещи фабричного производства.