Молебен

Церковное богослужение, моление, обращенное к Богу, Богородице или святым для испрошения их помощи и для благодарения за помощь. Совершается в храме по определенным датам (календарные) или от случая к случаю - по заказу. Деревенские молебны сопровождались крестными ходами и водосвятиями. В этот день запрещалось работать, после молебна устраивались коллективные праздничные угощения.

__________

Молебен

Молебен - церковное богослужение, содержание которого составляет моление, обращенное к Богу, Богородице или святым. Молебен совершается: для прославления Бога и святых; для испрошения их помощи в нуждах; для благодарения за помощь. По содержанию молебен является сокращением утрени. Во время его, так же как на праздничной утрени, поется канон с припевами: "Слава тебе, Боже наш, слава тебе"; "Пресвятая Богородица, спаси нас"; "Святый (имя его), моли Бога о нас" и читается Евангелие, священник кадит фимиамом (ладаном) перед иконами и верующими. В состав некоторых молебнов входят также каноны, водосвятия и др. 

Молебны делятся на два типа: совершаемые по установленным датам в храме и вне него перед литургией или после нее, после утрени или вечерни и совершаемые от случая к случаю по заказу общества или частных лиц. Официально к первому типу относились: молебны царские (в дни именин, коронаций и т.д. членов царской фамилии); молебны, посвященные храмовым и престольным праздникам; благодарственные молебны в памятные дни великих государственных событий (избавление России от Наполеона, в воспоминание победы под Полтавой). А ко второму типу относились молебны по поводу общественных бедствий государственного масштаба: нашествия врагов, эпидемий, неурожаев, безветрия, бездождия и т.д. 

Деревенские молебны проводились чаще всего вне церкви и сопровождались крестными ходами и водосвятиями. 

Наиболее значимыми среди ежегодно повторяемых ("по установлению") общественных молебнов были календарные, проводившиеся по большим годовым праздникам (Пасхальные молебны, молебны на Крещение, Егорьев день, Вознесение и т.д.) и в престольные праздники, а также молебны "обетные", устраивавшиеся в заветные праздники, в память о бедствии. К числу установленных постепенно присоединились производившиеся ранее по случаю производственно-профилактические молебны, приуроченные к запашке яровых, началу сева, первому выгону скота и т.д., закрепившиеся во многих местах за конкретными датами православного календаря. Чрезвычайный характер имели окказиональные общественные молебны по случаю произошедшего несчастья и частные молебны "по обету" (например, предшествовавшие троецыплятнице). 

В каждом приходе, в отдельных деревнях в год проводилось несколько как установленных, так и чрезвычайных крестных ходов с молебнами. Основная их часть приходилась на весну и лето, а также начало осени. Например, в с. Курово Зарайского у. Рязанской губ. первый молебен проводили на Красную горку на кладбище; второй - в Духов день (время колошения злаков) - на полях; и третий - в Медовый Спас (см. Первый спас), когда крестный ход проходил по селу и обходил его вокруг. 

В русской деревне молебны были одним из непременных атрибутов религиозной жизни крестьянской общины. Организатором и заказчиком молебнов был сельский сход, который специально собирался по этому поводу. На сходе устанавливались сроки молебна, подсчитывались расходы на его оплату и на угощение причта. Когда в молебне участвовали все жители деревни, о них говорили "молебствовать всем миром" или "со всем народом", а сами молебны назывались "мировые" (второе значение этого названия - "устроенные сходом", т.к. "мир" - это сельский сход). В некоторых местах местночтимый праздник, на который происходил молебен, называли "богомолье" (владимирск.). 

В назначенный день после утрени или литургии, на которых обязательно присутствовали все взрослые жители деревни, священник и церковнослужители (дьякон, певчие церковного хора) в сопровождении крестьян, несущих иконы и крест, с пением молитв отправлялись от церкви к месту предполагаемого служения: в отдельные крестьянские хозяйства (служили в избе и во дворе), к ригам, к центру деревни, к часовне, на поля, на пастбища, луга, к источниками и т.д. Перед молебном место, в котором он должен был состояться, обходили крестным ходом. О правильности исполнения службы крестьяне судили по количеству слов "Иисусе, Сын Божий", пропетых священником: если их было меньше двенадцати, крестьяне были не довольны и упрекали священника в том, что он зря берет деньги. Иногда после молебна с обходом деревни крестьяне с иконами шли по домам, где каждый обходил свой двор и избу, что считалось верным средством от пожара. По приговору сельского схода, работать в день молебствия запрещалось, а по его завершении устраивалось праздничное угощение и выпивка. 

Начало важнейших этапов хозяйственной деятельности сопровождалось общественным производственно-профилактическим молебном. В Зарайском у. Рязанской губ. после крестного хода с молебном, проводившегося на Красную горку, жители деревни избирали "пахаря" - крестьянина, который должен был первым начать запашку и засев на своем поле; священник кропил его святой водой и давал ему хлеб и просфору, которые крестьянин съедал на пашне перед началом засева. В другом селе этого же уезда "наречение" пахаря связывалось с пасхальными молебнами. Когда весь приход был обойден, иконы торжественно несли в храм, возле него совершался молебен, после которого священник освящал принесенные крестьянами семена и избирал пахаря, который получал от него благословение, просфору и яйцо. В Раненбургском у. Рязанской губ., чтобы заручится поддержкой вышних сил перед севом, на Пасху мужики приглашали священника отслужить общий молебен на околице села ("околичный молебен"). Староста выносил стол, ставил на него сосуды с водой и овсом, а крестьяне клали на него по целому пирогу от каждого двора. После молебна, священник, окропив хлеб и зерна, бросал овес горстями на все стороны. Мужики ловили его шапками или полами одежды и, в последствии добавляли к посевным зернам, высеваемым на своих полях. В Лихвинском у. Калужской губ. перед севом яровых на краю поля устанавливали стол, на который ставили чашу со святой водой, свечи и клали несколько караваев хлеба. За столом, спиной к полю и лицом к священнику выстраивались крестьяне, державшие в руках иконы. "Батюшка" вместе с причтом располагался перед столом, а за ним - все остальные крестьяне. Отслужив молебен перед иконами, он делал символический засев, кидая горсть зерна из севалки (от каждого двора в нее засыпалось по горсти) на пашню, после чего обходил участки всех крестьян данной деревни в сопровождении дьячка, несшего чашу с водой, и кропил их святой водой. Следом за священником шел крестьянин - "засевальщик", "распочиная сев". Подобный молебен совершался в Смоленской губ. в день сева озимых в праздник Преображения Господня. 

Частым поводом для заказа молебна деревенской общиной служили бедствия (эпизоотии, эпидемии, пожары, засухи, дожди, град, неурожаи и т.д.). 

При этом молебен исполнял функцию обряда опахивания. Нередко основными заказчицами и исполнительницами обряда также были женщины одной деревни. В Егорьевском у. Рязанской губ. участницами крестного хода к источнику, целью которого было моление о дожде, были только девушки и вдовы, пробывшие во вдовстве больше десяти лет. 

Широко были распространены частные молебны, заказывавшиеся за здравие, за упокой или по "обету". В некоторых местах на востоке Вятской губ. был обычай даже при общественных молебнах служить их для каждого в отдельности. Молебен был обязательной частью празднования братчин и троецыплятницы. В Вятской губ. накануне празднования троецыплятницы хозяин или хозяйка заказывали молебен с "поднятием икон", т.е. с крестным ходом. Приготовив угощение из продуктов, собранных в складчину, хозяйка приглашала соседок к себе на братчину или братское моление. В воскресенье после обедни священник, причт и все предполагаемые участники празднования, "подняв иконы", шли в соответствующий дом. В некоторых местах следили, чтобы икон над которыми будет проходить служба было обязательно двенадцать. Их ставили в переднем углу на застеленный скатертью стол и на лавки, покрытые холстом или полотенцами; перед иконами на столе располагалось угощение. Сначала служился молебен за кого-нибудь из умерших, затем - заздравный за хозяев дома, в завершение - священник освящал угощение. После молебна священника и причт приглашали обедать.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна