Национальный костюм народов Прибалтики

Костюм: факторы влияния

В давние времена некое единообразие принципов народного моделирования одежды у прибалтийско-финских, балтских, славянских и скандинавских племенных групп предопределялось сходными географическими и природно-климатическими условиями проживания и давними этнокультурными контактами. Об этом говорят археологические находки эпохи раннего Cредневековья. Сходство прослеживается в выборе материалов (лен, шерсть, кожа, металл), в составе комплексов и покрое основных компонентов: туникообразная рубаха, женская несшитая поясная и плечевая одежды, полотенчатые головные уборы, пояса, рукавицы, носки и кожаная обувь. 

Однако дальнейшее развитие народных комплексов одежды происходило в иных условиях: государственные и соответственно конфессиональные границы разделили народности края и определили основные направления и тенденции: "польские" (литовцы, латгальцы), "немецко-скандинавские" (финны, эстонцы, ливы, латыши) и "русские" (сету).

Мужской костюм

Мужская одежда отличалась достаточным единообразием. Уже на рубеже XVIII—XIX веков мужчины надевали льняные рубахи с отложными воротниками, жилеты, куртки и длинные кафтаны приталенного силуэта из добротного сукна, короткие широкие или длинные прямые штаны из шерсти и льна. 

Неизменными атрибутами мужского костюма были широкополые шляпы из войлока с высокими тульями (летом — из соломы) и круглые вязаные шапочки, шейные платки, кожаные постолы или сапоги. Отличительным декоративным акцентом были узорные шерстяные чулки или носки, рукавицы, тканые, вязаные или кожаные пояса с металлическими пряжками. Для мужских комплексов народной одежды было характерно преобладание цветов натуральной шерсти: черного, белого, серого, коричневого. Но были и исключения. На северо-западе Эстонии с появлением в качестве красителя индиго штаны и камзолы шили из сукна, окрашенного в синий цвет. Богатая растительная вышивка шнуром или отделка цветными ткаными деталями были характерными декоративными приемами при шитье верхней одежды.

Варианты женской одежды

Женский костюм еще в начале XIX века представлял собой юбочный комплекс и состоял из рубахи, юбки, наплечного покрывала, пояса, лифа-безрукавки, кофты, чепца или девичьего венка. Он отличался многоцветностью, большой степенью вариативности, обусловленной сочетанием в одном и том же комплексе реликтовых форм одежды и инноваций XVIII—XIX веков. 

К XIX веку в Латвии существовало пять основных классических комплексов женской одежды, в Эстонии — три, в Литве — шесть; при этом невероятно велико было число локальных вариантов: только на территории Эстонии их насчитывалось более 150. 

В женских костюмах жителей финских островов Сейскари и Лавансаари, а также эстонских — Сааремаа, Муху, Хийумаа, Рухну, Вормси и других нашла яркое отражение история контактов со скандинавами. Здесь бытовали короткие (до середины голени) плиссированные и пышные юбки, лифы-безрукавки, а также "сарафаны" в виде длинных плиссированных юбок с пришитыми лифами и нарядные блузки кайсед. На голове носили вязаные колпаки, "кокошники" — трапециевидные чепцы на твердой основе. По способам ношения вязаных колпаков, их расцветке было нетрудно определить, кто его носит. Если кончик колпака с кисточкой был перекинут на правое плечо, это означало, что его носила девушка, а если на левое — женщина. Траурные колпаки были черного или синего цвета 

В Латвии можно выделить курземские праздничные комплексы женской одежды, в которых просматриваются черты собственно балтской и прибалтийско-финской традиций. Обилием металлических украшений, сочетанием ярких цветов отличается девичий и женский костюмы округа Алсунга. Среди своеобразных элементов костюма — рубаха со стоячим воротом, расшитым бисером и стеклярусом, и наплечное покрывало из темно-синей шерсти — мелене, украшенное понизу металлическими спиралями и листовидными шумовыми подвесками. Такие покрывала — один из самых архаичных типов покрывал, аналоги которого, согласно археологическим находкам, известны с раннего Cредневековья. 

На границе Курземе с Литвой — в Нице, Барте и Руцаве — женщины, как и повсеместно в Латвии, предпочитали наплечное покрывало белого цвета — виллайне (от латыш. вилла — шерсть, волна шерсти). 

Здесь его носили, набросив через одно плечо и скрепив на другом фибулами — сактами или же обернув вокруг торса и перебрасывая у локтя. Причем покрывало скрепляли не одной, а тремя-семью сактами, наложенными друг на друга и связанными красной ленточкой. 

В отличие от Латвии в Эстонии наплечное покрывало сыба из шерсти белого, черного или коричневого цвета сохранилось лишь в некоторых местах, а его ношение не было обязательным. В Литве же наплечные клетчатые покрывала в праздничный день надевали в основном замужние женщины. В литовский, а также финский и эстонский праздничный комплекс девушки и замужней женщины непременно входил передник; без него считалось неприличным появляться на улице. В центральных историко-культурных областях Литвы (Сувалкия и Дзукия) передник и особенно широкий пояс, изготовленные в технике закладного тканья кайшитинис и украшенные крупными полихромными розетками, были главными декоративными акцентами всего комплекса одежды. В целом же литовский женский костюм имеет много общих черт с латышским. Колористика и декоративные элементы одежды в Дзукии (на границе с Белоруссией) обнаруживают много общего с белорусским женским комплексом. 

Среди архаичных деталей финского женского комплекса — рубаха с богатой подтреугольной вышивкой на груди — рекко, расположенной слева от разреза; несшитые части плечевой и поясной одежда из шерстяной домотканины — хурстут, известные на востоке страны и у ижор. В числе различных типов головных уборов наряду с преобладающими в начале XIX века женскими чепцами, сохранялись девичьи каркасные венки своеобразной конструкции, полотенчатые головные уборы изо льна — хунту и шерстяные головные покрывала. 

Сету, как и другие православные прибалтийско-финские этнические общности Северо-Западной России — саамы, карелы, вепсы, ижора, водь заимствовали русские типы народной мужской и женской одежды, в частности, так называемый женский сарафанный комплекс. На основе заимствованных русских форм XVII—XVIII веков, сложился яркий и весьма своеобразный женский праздничный костюм этой народности, бытовавший вплоть до 1970-х годов. 

Многим деталям одежды приписывали магическую и оберегающую функции. Так, считалось, что рукавицы предохраняют от нечистой силы и от злого человека. Крестьяне, отправляясь в суд, надевали специальные "судебные рукавицы", чтобы оберечь себя от несправедливости господ. Роль оберега выполняли и древние орнаментальные мотивы и композиции на всех компонентах одежды: будь то "пестрые уши" и "сосцы" на латышских вязаных рукавицах, перчатках и носках или мянд — "мутовка" на свадебных эстонских передниках.

Фото