Народы Поволжья и Приуралья. Середина XIX — начало XX в.

Экспозиция, развернутая в двух выставочных залах, рассказывает о культуре восьми народов региона. В первом зале представлены финно-угорские народы: коми-зыряне, пермяки, удмурты, мордва, марийцы; во втором — тюркоязычные народы: чуваши, башкиры, татары.

__________

Авторы экспозиции старались показать не только традиционную культуру каждого народа в отдельности, но и специфику многонационального региона в целом.

Культура народов, издревле проживающих на берегах Волги, несмотря на различия по языку и происхождению, наряду с яркой этнической спецификой имеет много сходных черт, связанных с общей территорией, единством исторических судеб и экономического развития. Эти общие черты в культуре народов региона охарактеризованы во вводной части экспозиции.

Основная часть экспозиции, рассказывающая о культуре каждого из народов, построена по тематическому принципу. Из большого разнообразия этнографических тем при показе каждого народа выбирались вещевые комплексы, наиболее типичные для традиционной культуры именно этого народа. Особое внимание на экспозиции уделено центральным обстановочным сценам, где на уникальном подлинном материале созданы неповторимые выразительные образы культуры каждого народа. Это: «Охотничья избушка» (коми-зыряне), «На крыльце» (пермяки), «Амбар-кенос» (удмурты), «Свадьба» (мордва), «Курная изба» (марийцы), «Изготовление кулей и рогож», (чуваши), «На кочевье» (башкиры), «Женская половина татарского дома» (татары).

Коми-пермяки теплое время года часто проводили на крыльце, выходящем во двор. Здесь под навесом крестьяне занимались изготовлением необходимой утвари и одежды — плели корзины, ткали пояса, вышивали.

Избушка охотника

Промысловая избушка коми-зырян служила охотникам для ночлега и временного пристанища. Она представляла собой невысокую (в рост человека) постройку из колотых плах или тонких бревен с односкатной крышей, покрытой дерном, древесной корой, лапником. В небольшие волоковые оконца вставлялись бычьи пузыри, внутри избушки имелись нары, скамьи и стол. Печь топилась по-черному, а освещалась избушка березовой лучиной. Посуда, которой пользовались охотники, была деревянной или берестяной.

Хозяйственная постройка — "кенос"

Типичной надворной постройкой удмуртов был амбар ("кенос"), часто двухэтажный. Нижнее помещение служило складом для продуктов, а на втором этаже, где полновластной хозяйкой была женщина, хранились орудия женского ремесла — прядения и ткачества и одежда, изготовленная руками женщин. Здесь же устраивались посиделки для шитья приданого, а во время свадьбы невесту переодевали в одежду замужней женщины. В кеносе молодые проводили первую брачную ночь в любое время года.

Укладывание приданого невесты

Все важнейшие моменты в жизни человека у мордвы сопровождались различными обрядами. Больше всего обрядов было связано со свадьбой. Некоторые исследователи насчитывают их более тридцати. Специальный обряд посвящен укладыванию приданого невесты в свадебный сундук-кадку. Эту кадку, выдолбленную из целого ствола липы и украшенную резьбой, свекор перед свадьбой дарил будущей невестке. Предварительно кадку окуривали зажженной лучиной от нечистой силы, на дно клали серебряные монеты, каравай хлеба, лепешки, пару лаптей, а затем уже одежду. Укладыванием приданого занимались замужние родственницы невесты, а сама она сидела рядом с "горевым" платком в руках и причитала. Причитания невесты сопровождали весь свадебный обряд мордвы. Считалось, что чем больше слез прольет девушка, покидая родительский дом, тем счастливее будет ее замужество.

Курная изба  «кудо»

Среди хозяйственных построек марийцев сохранился старинный тип жилища — курная изба ("кудо") с односкатной крышей и земляным полом. В XIX веке такие постройки использовались как летние кухни. Обстановка помещения была весьма несложной — деревянные лавки и полки с деревянной же посудой. В летнее время при готовке пищи на открытом костре в кудо употреблялся чугунный подвесной котел, подвешенный к потолку на деревянном раздвижном крюке. Дым от костра свободно выходил через щели в потолке или через открытую дверь.

Кулеткачество изготовление рогож и кулей.

Малоземелье у чувашей было одной из причин развития подсобных промыслов, связанных в основном с использованием лесного богатства края. Значительное место среди них занимало кулеткачество — изготовление рогож и кулей (мешков) из липового лыка. Ткали на примитивных вертикальных и горизонтальных станках, которые зимой устанавливали в избе, а летом на дворе у стены дома. В работе принимали участие все члены семьи. Чувашские ткачи обеспечивали тарой многочисленных владельцев торговых судов на Волге.

Женская половина дома

Особенностью внутренней обстановки татарского жилища были нары, расположенные вдоль всей передней стены избы. На них спали, ели, принимали гостей. На нары стелили коврики и половики, стены около нар украшали узорными полотенцами, пестрыми тканями, молитвенными ковриками. На нары складывали одеяла, подушки, перины, матрасы. В татарском жилище иногда был стол, но им для обеда не пользовались, его ставили для самовара и посуды. По линии матицы обычно вешали занавес, который при посторонних задергивался, отделяя женскую половину от мужской. Наличие женской половины в татарском доме было связано с мусульманским обычаем затворничества женщин.

Кочевье степных башкир

На рубеже XIX—XX веков скотоводство как ведущий род деятельности сохранялся лишь у восточных башкир, продолжавших вести полукочевой образ жизни в горных и степных районах. Традиционным кочевым жилищем у них была войлочная кибитка. В теплую погоду скотоводы значительную часть времени проводили перед кибиткой на расстеленных войлочных кошмах. Здесь они принимали гостей, развлекая их игрой на «курае» — старинном музыкальном инструменте и угощая кумысом. Кумыс, напиток из сквашенного кобыльего молока, ценился за высокие питательные и целебные свойства. Слегка пенящийся, прекрасно утоляющий жажду и голод, он издавна пользовался у степных кочевников особым почитанием.

Искусство вышивания

Широко представлена на экспозиции одежда народов региона во всем разнообразии отдельных ее частей и локальных вариантов. Исключительный интерес вызывают ее вышитые экземпляры. Вышивка, один из старейших способов орнаментации одежды, занимает ведущее место в бытовом искусстве поволжских женщин. Композиция элементов орнамента на предметах одежды, их распределение на плоскости, техника исполнения вышивки, ее колорит достаточно сложны и совершенны. Искусству вышивания девочек начинали учить с 8-10 лет и к совершеннолетию они становились мастерицами, лучшие из них считались первыми невестами.

Завершающий раздел рассказывает о духовной культуре и народном образовании, освещает вопросы создания письменности у бесписьменных народов и роль Казанского университета как главного центра образования, культуры и науки всего региона.

материал подготовлен:
Котова Евгения Николаевна

Общий вид первого зала
Избушка охотника. Коми-зыряне. Конец XIX в.
Хозяйственная постройка - "кенос". Удмурты. Начало XX в.
Укладывание приданого невесты. Мордва. Конец XIX в.
Курная изба - «кудо». Марийцы. Конец XIX в.
Кулеткачество – изготовление рогож и кулей. Чуваши. Конец XIX в.
На кочевье. Башкиры. Начало XX в.
Женская половина дома. Татары. Начало XX в.