НАВРУЗ

21.03.2017

Навруз (новруз, науруз – от иранск. Новый день; тюркск. Новруз байрамы –праздник Навруз) – исламский праздник Нового Года, важнейшее календарное событие  в жизни народов мусульманского Востока. Праздник приурочен ко времени  весеннего равноденствия, т.е.  перехода Солнца в северное полушарие, оживления природы после зимнего затишья, начала хозяйственного года земледельцев и скотоводов.   Его происхождение связано с древней традицией земледельческих народов Центральной Евразии отмечать начало года весной, еще сохраняющейся в некоторых местных бытовых календарных системах. Суть обрядов праздника, состоит в обеспечении перехода от старого времени к новому, в ритуальном очищении себя и своего мира и обеспечении благополучия в новом году. Примечательно, что в иранских языках слово  руз  может означать не только день, но и свет, а также чистоту. Часть исламских богословов усматривает в нормах праздника сохранение домусульманских верований и соответственно критически относится к самому празднику.

Территориальным ядром распространения праздника  всегда были земли Среднего Востока, Центральной Азии и Кавказа, либо входившие в состав Древнего и Средневекового Ирана, либо испытавшие влияние его культуры. Однако Навруз был популярен и шире, а в последние десятилетия его стали отмечать на Балканах, Северном Кавказе, Поволжье, Западном Китае,  во многих странах он имеет статус национального праздника.  30 сентября 2009 года Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а 19 февраля 2010 г.  на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН  21марта объявлено как Международный день Навруз.

В разных местностях соблюдается схожий сценарий праздника, но имеются и местные особенности.  В Азербайджане подготовка к празднику начиналась за месяц, и каждая из его недель посвящалась одной из четырех стихий, а соответствующие этим стихиям обрядовые действия обычно проводились по средам (т.е. в середине недели). Считалось, что в первую неделю последнего месяца зимы происходило обновление воды, которая приходила в движение. Люди ходили к источнику, поливали друг друга водой, считалось целительным купание в воде, по которой скользнул первый луч солнца. В среду второй недели происходило очищение огня, в этот день в домах зажигали свечи по числу членов семьи, а вечером в селениях прыгали через зажженный костер. В среду третьей недели отмечали обновление земли. Считалось, что в среду четвертой недели, посвященной воздуху и растениям, ветром раскрывались почки деревьев, и, по народным приметам, наступала весна. Этот день отводился гаданиям, ритуалам плодородия женщин и всего живого; с него начиналась уборка дома как части общего ритуала очищения перед собственно праздником, обязательно стирали одежду, особенно, детскую. Важно было накануне праздника получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги, закончить ссоры примирением.

Сам праздник Навруз мог длиться от 13 дней (в старинной таджико-персидской традиции) до 3 дней (в современном Азербайджане). Его атрибутом были горевшие на улицах, крышах домов, возвышенностях костры, через которые должен был перепрыгнуть каждый и, желательно, семь раз. О наступлении собственно даты весеннего равноденствия возвещали выстрелами.

По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Услышав выстрелы, приступали к трапезе. С утра начинались взаимные посещения с обильными угощениями, уличные увеселения молодежи. Праздник сопровождался состязаниями народных певцов и сказителей, единоборствами, скачками. Все старались заполучить первым в гости человека, которому, как было всем известно, сопутствовала удача, от него ждали благословения. При взаимных поздравлениях говорили: «Пусть ваш праздник Новруза будет счастливым!» и отвечали: «И ваш тоже!», «Сегодняшний праздничный стол – особенный».

Праздничный стол был обилен, чтобы обильной была жизнь в наступающем году. Подаются хлебные лепешки и много разновидностей сластей. На столе обязательно должен был находиться набор из семи предметов хафт сина, т.е. пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с» (в персидском языке – «Ш»): ягоды растения сумах (Rhus coriaria L.), сюд (молоко), сирке (уксус), сэмени (по-узбекски, «сумаляк» – кашица из проросших зерен пшеницы) или ростки пшеницы, сабзи (зелень), сир (чеснок) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставили зеркало, свечу и крашеное яйцо.

 В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы – праздничной  долей. Соседям и друзьям отсылался поднос с праздничными угощениями, который возвращался также с угощениями. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы.