Никита Водопол

3/16 апреля 

День памяти преподобного Никиты. Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова. 

__________

Никита Водопол

Никита Водопол - день памяти преподобного Никиты (3/16 апреля), святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии в 9 в., который претерпел во времена иконоборчества за почитание икон. Никитин день - одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками и рыболовецкими артелями как начало промыслового сезона. 

По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки 1 апреля в день Марии Египетской. Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если жертвоприношение не последует или с ним запоздают, весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда-нибудь сам. Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах. На Оке примету гнева водяного видели в затянувшемся ледоходе и по нему судили, что рыба в этом году будет плохо ловиться. 

Повсеместно перед началом лова рыбаки "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". В Енисейской губ., чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью в Вологодской губ. бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!". 

В Никитин день, а иногда также в один из дней Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось - платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова. В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью". Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать. 

В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.