НИКОЛИН ДЕНЬ (день Николая Чудотворца, Никола Вешний)

22.05.2017

 Праздник православного календаря в память христианского святого  Николая Мирликийского, жившего в конце III  – первой пол.IV века в Римской провинции Ликия. По преданию, святой Николай, будучи в сане архиепископа, совершал множество добрых дел: помогал голодным и нищим, заступался за несправедливо осужденных, избавлял от гибели утопающих, вызволял пленников. Сам он во время гонения на христиан был заточен в темницу, где испытал множество мук и пыток.

      Образ святителя Николая занимает особое место в религиозном сознании  народа. Он воспринимался как народный покровитель, крестьянский святой и мужицкий заступник. Считалось, что НиколаюУгоднику можно молиться «во всех нуждах» и всюду он выступал как «тёплый заступник и скорый помощник». Его просила о помощи мать, провожавшая сына в армию, роженица при трудных родах, путник перед   долгой дорогой. Люди считали, что святой помогает даже без специального обращения к нему.

      Праздник приходился на период весеннего расцвета природы и считался важной аграрной датой. В народных поверьях он выступал как покровитель урожая. В русских песнях и притчах говорится, что он ходит по домам, заглядывает в закрома и старается их заполнить. На Северо-западе России у народа сету до 40-х годов ХХ века сохранялся обычай приносить сапоги к образу св. Николая в церкви Николая Чудотворца, чтобы святой надел их ночью, явился к хозяину и благословил его урожай. В деревне Тайлово в этот день отмечали престольный праздник, а после посещения церкви устраивали народное гуляние - «кирмаш».

       Св. Николая считали покровителем домашнего скота, прежде всего, лошадей, оберегающим скот от нечистой силы, хищных зверей и воров. В некоторых районах на севере и северо-западе России  в Николин день впервые выгоняли коней в ночное, а пастухи, конюхи и табунщики справляли свой праздник. Финно-угорские народы северо-запада устраивали на выгонах мужские ночные сборища («никольщины») с угощением и выпивкой, разводили костры, вели разговоры о хозяйственных и семейных делах, пели песни  и веселились всю ночь. Хозяева  в этих местах совершали  древние магические действия, охраняющие скот от нападения хищников: клали в печь железо,  в порог втыкали нож, как бы возводя преграду между волком и его добычей.

        Николай-угодник считался хорошим врачевателем, а Николин день был самым благоприятным для лечения тяжелых болезней.

       Святой Николай рассматривался  также как святой покровитель и устроитель свадеб. Его образом родители благословляли жениха и невесту на брак. Девушки перед свадьбой обращались к святому Николаю с надеждой на счастливую семейную жизнь.

       В  сказках и легендах он  выступает как хранитель ключей от загробного мира, где  встречает умерших у ворот рая. До XIX века в некоторых местах во время похорон умершему вкладывали в руку письмо к святому Николаю с просьбой о прощении грехов усопшему.

       В этот день православная церковь советовала людям отложить все дела и посвятить время отдыху и размышлениям о благочестивой жизни Угодника.  В деревнях  в этот день  обязательно устраивали застолья, заранее варили и освящали  в церкви традиционные напитки: медовуху, брагу, пиво. Водка в русской деревне появилась в к. XVIII –  нач. XIX века. На мифологическом уровне она воспринималась людьми как дьявольское зелье, которое вместо радостного веселья приводит к ожесточению и тяжелому похмелью.

       День памяти Николая Чудотворца отмечался два раза в году: 22 мая (Никола Вешний) и 19 декабря (Никола Зимний)