Обзор экспозиций по народам Сибири и Дальнего Востока

Экспозиция, посвященная народам Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока и размещенная в двух залах, характеризует хозяйство, быт и духовную культуру коренного населения региона — особенной историко-этнографической области, занимающей огромное пространство от Уральских гор на западе до побережья Тихого океана на востоке и от морей Северного Ледовитого океана на севере до степной зоны Центральной Азии на юге. Экспозиция рассказывает о культуре жизнеобеспечения: орудиях хозяйственно-промысловой деятельности, типах жилищ, формах одежды, средствах передвижения.

__________

Первый зал

Народы, представленные на экспозиции в этом зале, населяют Дальний Восток, Приамурье, остров Сахалин (нанайцы, ульчи, удэгейцы, ороки, орочи, нивхи); Центральную и Восточную Сибирь (эвенки, эвены, якуты); Забайкалье (буряты) и Южную Сибирь (хакасы).

Народы Амура

В конце XIX — начале XX в. общая численность малых народностей Приамурья и Сахалина составляла приблизительно 15 тысяч человек. Все они говорят на близких друг другу языках тунгусо-маньчжурской группы, кроме нивхов, язык которых совершенно обособлен. В материальной и духовной культуре этих народов много общего. Хозяйство народов Амура было комплексным и основывалось на сезонной ловле рыбы, охоте на морского и таежного зверя. Охотничьим промыслом занимались мужчины и подростки с 12-14 лет. Снаряжение охотника состояло из лука и колчана со стрелами, позднее — ружья, копья и охотничьего пояса. Костюм промыслового охотника и его снаряжение можно увидеть в экспозиции.

Рыболовством занимались круглый год. Главную роль играла ловля проходной лососевой рыбы. Обработкой рыбы занимались женщины. Рыбу употребляли в пищу, ее кожа использовалась для шитья одежды и обуви.

В быту и хозяйстве малых народностей Приамурья широко использовались дерево и береста, из которых изготовляли различную домашнюю и хозяйственную утварь, часто украшенную красочным орнаментом.

Рыболовство и охотничье хозяйство обусловило различные типы поселений и жилищ: временные, чаще летние, постоянные - чаще зимние. Типы жилищ и их детали представлены фотоматериалом и макетом части зимнего жилища нанайцев.

Эвенки

Эвенки — самая многочисленная и наиболее широко расселенная из народностей Центральной и Восточной Сибири. Эвенкийские родовые группы кочевали по огромной территории от Оби до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до Маньчжурии. Язык эвенков, которых до Октябрьской революции называли тунгусами, относится к северной подгруппе тунгусо-маньчжурсих языков алтайской семьи.

Основной отраслью хозяйства эвенков являлась охота, сочетающаяся с оленеводством и рыболовством. Охотились на лося, оленя, медведя, росомаху, волка, лисицу и соболя с помощью лука и стрел, а позднее — ружья. Оленеводство у эвенков было транспортным с вьючно-верховым использованием оленей. Рыболовство играло подсобную роль.

Сцена-макет "Летний чум" дает представление о традиционном жилище эвенков. К кочевому образу жизни охотника была приспособлена одежда эвенков — распашная, короткая, плотно прилегающая к телу. Она шилась из кожи или меха в зависимости от сезона. По представлению эвенков, жизнь и благополучие людей зависели от добрых и злых духов. Эвенки, как и другие народы Сибири, верили в то, что на духов можно было воздействовать в нужном человеку направлении. Эту функцию выполняли особые люди — шаманы, которые якобы были наделены даром "общения" с духами. Шаман общался с духами накануне охоты, промысла, при лечении больного. При камлании шаман надевал специальный костюм, брал бубен и колотушку. Ударами в бубен он созывал духов-помощников. Изображения этих духов в виде птиц, рыб, зверей, змей и ящериц изготовляли из железа, олова и меди и нашивали на одежду шамана.

Якуты

Якуты (самоназвание "саха") — самый северный тюркоязычный народ мира. В XIX веке этнической территорией якутов стал бассейн Лены, а также земли, прилегающие к рекам Оленек, Яна, Индигирка и Колыма. Есть основание предполагать, что древней прародиной якутов было Прибайкалье, откуда их далекие предки были вынуждены уйти на север. Переселившись на новое место, предки якутов не забыли своих скотоводческих традиций. Якуты — самые северные коневоды мира, приспособившиеся разводить лошадей даже в условиях Заполярья. Как и у степных кочевников, образ коня в их культуре окружен почитанием. В отличие от выносливых якутских лошадей, способных, как и северные олени, круглый год находиться на подножном корму, крупный рогатый скот требует особых условий содержания. По примеру русских якуты стали строить для коров зимние утепленные хлева и заготавливать впрок сено. Ведя полукочевой образ жизни, якуты дважды в год меняли места проживания. На зимних и летних пастбищах они строили себе постоянные жилища — балаганы.

Подобно многим сибирским народам, официально обращенным в православие, якуты еще долго оставались приверженцами традиционного взгляда на мироустройство. Важное место в их религиозных верованиях занимало почитание природы, которую якуты одухотворяли. Они верили в существование светлых божеств во главе с могущественным Юрюнг-Тойоном, создателем вселенной, людей, скота. В честь светлых богов плодородия ежегодно в начале лета якуты отмечали кумысный праздник — Ысыах. Главным обрядом праздника, исполнявшимся служителями светлых сил — белыми жрецами, было крапление кумысом земли и огня. Считалось, что дым костра, поднявшись к небесам, передает эту жертву богам, а они помогают людям сохранить многочисленные стада, покой и благоденствие.

Буряты

Образ жизни, обычаи и язык бурят указывают на их историческое родство с монголами. Как народ они сложились только к концу XIX столетия. В это время западные (прибайкальские) буряты, значительно обрусевшие, перешли к скотоводству полуоседлого типа и занялись земледелием, а восточные (забайкальские) оставались скотоводами-кочевниками. Буряты разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. Из ремесел особое развитие получили изготовление седел и конской упряжи, обработка кожи и шкур, выделка войлока и кузнечное дело. В изготовлении художественных изделий высокого уровня мастерства достигли резчики по кости, дереву и камню.

Древние религиозные воззрения бурят имеют общие черты с верованиями других сибирских народов. Они также верили в духов и разделяли вселенную на верхний, средний и нижний миры. Посредниками между духами различных категорий и людьми — шаманы — у бурят разделялись на белых и черных. Три с лишним века назад на смену анимистическим представлениям и шаманским культам пришли две мировые религии: буддизм и христианство. Буддизм распространился среди восточных бурят Забайкалья, западные буряты стали православными христианами. Однако, по сути, буряты еще долго оставались шаманистами.

Хакасы

Сложение хакасского этноса завершилось лишь в первой трети прошлого столетия, когда отдельные этнографические группы хакасов (качинцы, кызыльцы, койбалы, бельтиры, сагайцы) консолидировались в единый народ. Современная этническая территория хакасов охватывает Минусинскую котловину, расположенную в предгорьях Западных Саян, где берут начало реки Чулым, Абакан и Енисей. Минусинская котловина — один из древнейших в Сибири очагов скотоводческой культуры, традиции которой были унаследованы предками хакасов. Хакасы называли себя "трехстадным" народом, поскольку разводили лошадей, овец и крупный рогатый скот. Скотоводческий тип хозяйства определял полукочевой уклад жизни хакасов, систему традиционного питания и развитие производств по обработке кожи, свиванию арканов и катанию войлоков. Традиции духовной культуры хакасов отражены в религиозных представлениях народа. Борьба двух миров — светлого и темного, культ огня, сложное понятие о душе, названия божеств и другие черты хакасского шаманизма перекликаются с древней философией Востока. Приверженность хакасов традиционным верованиям и культам объясняется, в частности, их поздним обращением в христианство.

Второй зал

Чукчи, коряки, эскимосы, ненцы населяют арктическую и лесную тундру Северной Европы, Западной и Восточной Сибири. Их основные занятия — охота на морского зверя (азиатские эскимосы, береговые чукчи и коряки); тундровое оленеводство (чукчи, коряки, ненцы). Важную роль в хозяйственной деятельности этих народов имело собирательство, рыболовство, а также пушная и мясная охота.

Кроме орудий, связанных с основными и подсобными занятиями, на экспозиции представлена разнообразная хозяйственная утварь, предметы детского воспитания, а также традиционная одежда. Наибольший интерес представляет промысловая одежда из кишок морских животных и одежда оленеводов-пастухов из оленьего меха. Здесь же можно увидеть уникальный мужской погребальный костюм коряков, изготовленный незадолго до смерти владельца. На экспозиции представлены два основных типа жилища, характерных для населения тундровой зоны — чукотско-корякская яранга и ненецкий чум.

Традиционное жилище кочевых чукчей и коряков — яранга — представляло собой переносное разборное строение, покрытое оленьими шкурами. Место посредине яранги отводилось очагу. В глубине, за очагом, подвешивались меховые спальные полога. Правая от входа сторона, чистая, предназначалась для хранения предметов культа; здесь же складывали разный домашний скарб, ставили небольшой низкий стол, а сиденьем подчас служили позвонки кита.

Традиционное жилище ненцев — переносной разборный чум — известно многим кочевым народам Сибири. Основу чума образуют поставленные по кругу еловые шесты, количество которых определяет размеры жилища. При установке чума зажиточные оленеводы использовали до 50 шестов, что позволяло расширить основание конструкции, увеличив тем самым жилую площадь чума. Вначале устанавливали два основных шеста, которые в верхней части скрепляли веревочной петлей. Деревянный остов жилища обтягивался покрышками из оленьего меха - нюками. Зимой покрытие делали двухслойным.

Часть зимнего жилища с каном (обогреваемые нары).
Переносное жилище эвенков — "чум"
Шаманка во время камлания. Хакасы
Праздник "Ысыах". Якуты.
Лама во время моления. Буряты.
Экспозиция "Народы Сибири и Дальнего Востока"
Экспозиция "Народы Сибири и Дальнего Востока". Яранга
Экспозиция "Народы Сибири и Дальнего Востока". Сцена "В яранге"