Окликание Егория

22-23 апреля 5/6 мая 

Обрядовый обход дворов накануне или в сам Егорьев день в Костромской губернии. "Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие. 

__________

Окликание Егория

Окликание Егория - обрядовый обход дворов с пением песен в Егорьев день или накануне праздника, распространенный лишь в Костромской губ., сходный с обходами колядников или волочебников (см. Колядование, Волочебный обход). 

Участниками обхода - "окликальщиками" в разных местах Костромской губ. могли быть представители различных половозрастных групп: женщины, молодежь (парни и девушки вместе), только взрослые парни или мальчики и подростки. Группу, состоявшую из нескольких человек, возглавлял мехоноша, собиравший подаяния: яйца, пряники, иное угощение, иногда - деньги. В больших деревнях собиралось несколько групп "окликальщиков". Обход совершался поздно вечером или ночью накануне Егорьева дня или на следующую ночь - с 23 на 24 апреля, в некоторых местах его начинали около двух часов ночи. В обязательном порядке обходились все дома в деревне. Часто пение "окликаний" сопровождалось аккомпанементом барабанки (инструмент типа барабана, употреблявшийся в данной местности пастухом при обходе стада в день первого выгона скота), в качестве "музыкального сопровождения" могли использовать также "шергунцы", "трензель" и бубен. В тех случаях, когда обход осуществлялся поздно ночью, шум и громкое пением под окнами имели практическое назначение - они должны были разбудить хозяев. В некоторых местах, преимущественно там, где обход осуществляли женщины, существовал обычай ряженья "окликальщиков". 

Структура песен -"окликаний" подобна колядкам и волочебным песням (см. Волочебные обходы). Они состоят из зачина, основной части и концовки. Зачин содержал призыв к хозяевам: 
                    "Встань, хозяин, пробудись, 
                    Ты Егорию помолись, 
                    И с нами поделись, 
                    И опять спать ложись!.. 
                                  (Традиционные обряды и... 1985. С. 48) 

Основная часть носила характер заклинаний, обращенных к Святому Егорию и к местночтимому в народе преподобному Макарию (основателю Макарьевского монастыря), она часто расширялась за счет дополнений из лирических песен или заклинательных формул: 
                   "Волку с медведем - 
                   Пень да колода,
                   По-за моря дорога!
                   Зайцу с лисицей -
                   Горькая осина
                   По самую вершину.
                   Ворону с вороной - 
                    Камешек дресвяный! 
                    Матушке - скотинке, 
                    Всей животинке - 
                    Травка- муравка, 
                    Зелененький лужок!" 
                                  (Земцовский И.И. 1970. С. 315. № 456) 

В концовке звучали просьбы о вознаграждении за труды. В качестве благодарственной формулы в некоторых местах бытовали тексты святочных колядок: 
                    "Дай всем вам Бог,
                    Надели Христос,
                    Двести коров,
                    Полтораста быков,
                    Семдесят телушек,
                    Лысеньких,
                    Кривеньких, 
                    Они в поле-то идут, 
                    Все помыкивают. 
                    Они из поля идут - 
                    Все поигрывают". 
                                  (Соколова В.К. 1979. С. 169) 

Если вознаграждения не последовало, "окликальщики" угрожали несчастьями, желали хозяевам бед и напастей: 
                   "Кто не даст яйца, 
                   Всю скотину со двора 
                   Под медведюшка". 
                                  (Земцовский И.И. 1970. С. 314) 

Один из наиболее типичных и полных вариантов обряда бытовал в Чухломском р-не Костромской обл. Ночью, накануне Егория, перед тем как выгнать скотину на пастбища, мальчики-подростки обходили дома с пением песни "Батюшка Егорий". Пошумев под окнами, они начинали петь в сопровождении барабанки, трещетки или бубна: 
                    "Мы ранешенько вставали,
                    Белы лица умывали,
                    Полотенцем утирали,
                    В поле ходили,
                    Кресты становили,
                    Кресты становили,
                    Егория вопили:
                    "Батюшка Егорий,
                    Макарий, батька храбрый,
                    Спаси нашу скотинку,
                    Всю животинку,
                    В поле и за полем,
                    В лесу и за лесом.
                    Волку, медведю,
                    Всякому зверю -
                    Пень да колода,
                    На раменье дорога.
                    Тетушка Анфисья, 
                    Скорее пробудися, 
                    В кичку нарядися, 
                    Пониже окрутися. 
                    Подай нам по яичку, 
                    Подай по другому, 
                    Первое яичко - 
                    Егорию на свечку, 
                    Другое яичко - 
                    Нам за труды, 
                    За егорьевские". 
                    Мы ходили, хлопотали, 
                    Трое лаптев изодрали, 
                    В кучку поклали, 
                    В бочаг покидали, 
                    Чтобы наши не узнали, 
                                    (Традиционные обряды и... 1985. С. 47) 

В ответ на песенку хозяйка выносила "подаянье", если оно устраивало "окликальщиков", они благодарили: 
                    "Спасибо тебе, тетка,
                    На хорошем подаянье!
                    Дай тебе Бог,
                    Подольше пожить,
                    Подольше пожить
                    Да побольше нажить -
                    Денег мешок, 
                    Да белья коробок, 
                    Двадцать телушек, 
                    Все годовушек, 
                    Десять быков, 
                    Все годовиков, 
                    все полуторвиков!" 
                    (Традиционные обряды и ... 1985. С. 47) 

Когда же участникам обхода ничего не выносили, ребята пели: 
                   "Неспасибо тебе, тетка, 
                   На плохом подаянье! 
                   Дай тебе Бог, 
                   Подольше пожить 
                    Да побольше нажить - 
                    Вшей да мышей, 
                    Тараканов из ушей!" 
                                  (Традиционные обряды и... 1985. С. 48) 

Собранное или делилось между участниками обхода или съедалось ими на общей трапезе. В некоторых местах после того, как было спето последнее "окликание", подростки отправлялись в поля, где устанавливали маленькие крестики из прутиков, имевшие, видимо, тоже защищающее и продуцирующее значение, что и кресты устанавливаемые на ниве в Вознесение. 

Особенностью егорьевских обходов был их заклинательный скотоводческий характер. Тексты "окликаний" близки к заговорам и тесно связаны с обрядностью первого выгона скота. Может быть поэтому в некоторых местах Костромской губ. крестьяне считали их исполнение мало угодным Богу, грехом. Обрядовое же назначение обхода деревни было тем же, что и обхода стада, - обеспечение его защиты и благополучия. Существует предположение (Соколова В.К. 1979. С. 170), что первоначально "окликания" исполнялись пастухами во время обхода стада в поле, и лишь позднее, попав в разряд календарных обходов, приобрели свойственные им черты, в том числе и половозрастную дифференциацию.