Оленеводы тундры: ненцы,чукчи, коряки. Охотники на дикого оленя: нганасаны, энцы

Авторы статьи: Горбачёва В.В., Карапетова И.А.

Ненцы, чукчи и коряки, жившие на огромном расстоянии друг от друга, при безусловных различиях имели много общего в системе жизнеобеспечения. Это было связано с проживанием в сходных природных условиях тундры. Культура этих народов в значительной степени сохранила национальный колорит благодаря существованию и в настоящее время их традиционного занятия — оленеводства

Оленеводство основа хозяйственно уклада

Природа, неотделимая от жизни северных народов, во многом определила их культуру, занятия и образ жизни — кочевой или полуоседлый. Для жителей тундры — ненцев , коряков и чукчей, живущих в суровых условиях Арктики, основу хозяйственного уклада составляло продуктивное потребительское оленеводство крупностадного типа.
Оленеводы тундры круглый год были заняты выпасом стад, находившихся на подножном корме: зимой — ягеле (разновидность лишайника), летом в рацион добавлялась зелень кустарников и травы, а осенью — грибы, излюбленное лакомство оленей. Основным орудием оленевода был аркан.
Зимой кочевали к границе лесов, летом — к морскому побережью, на продуваемые ветром места, защищавшие стада от гнуса и оводов.
Основным видом транспорта у оленеводов была оленья упряжка.

Рыболовство, пушной промысел, охота

Несмотря на то, что оленеводство было основным занятием ненцев, чукчей и коряков, важную роль в их хозяйственном комплексе играло рыболовство и пушной промысел.
В некоторых районах вплоть до середины XIX в. существенную роль в экономике тундрового населения играла круглогодичная охота на дикого оленя, которой занимались на севереТаймыра нганасаны и энцы.

Жилище

Мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению быта. 

Домом ненцам, нганасанам и энцам служил чум. Для чукчей и коряков жилищем была яранга. И чум, и яранга были идеально приспособлены к открытым пространствам тундры. Их обтекаемая форма придавала жилищу устойчивость. Жилище можно было легко собрать и разобрать. На это требовалось не больше часа. Запасы продуктов, а также ненужную в данный момент одежду хранили на нартах рядом с жилищем.

Мужчина и женщина

У тундровых оленеводов, так же как и у других народов Сибири, существовало четкое разделение труда.
Мужчина — оленевод и охотник — обеспечивал семью; женщина воспитывала детей, готовила еду, выделывала шкуры, шила одежду.

Одежда

Суровая и продолжительная зима на Севере заставляла уделять особое внимание одежде. От того, насколько тщательно она была сшита, порой зависела жизнь в этом холодном крае.
Особая роль меховой одежды в жизни северных народов, обусловила и особые, сакральные представления о предметах, связанных с ее изготовлением. В частности, скребки для выделки шкур и доска для кройки шкур считались покровителями домашнего очага.
Зависимость от оленя (считалось, что он приносит счастье и покровительствует семье) отразилась не только на бытовом укладе, но и на мировоззрении этих народов. Оно было связано с представлением о "хозяине" оленей, их "охранявшем" и "посылавшем".

Верования и праздники

Самые большие праздники у этих народов также были посвящены оленю. Кроме того, олень был основным жертвенным животным.
Большой праздник устраивался после возвращения стада с летних пастбищ, первого массового забоя оленей в августе-сентябре, когда семья обеспечивала себя свежей мясной пищей и запасом шкур на зиму.
Ненцы, чукчи и коряки, живущие на огромном расстоянии друг от друга, наряду с явными различиями, имели много общего в системах жизнеобеспечения. Это было связано с тем, что они проживали в сходных природных условиях тундры. И в настоящее время культура этих народов в значительной степени сохраняет свой неповторимый национальный колорит благодаря тому, что сохраняется их традиционное занятие — оленеводство.