Особенности культурного облика Среднеазиатского региона

Средняя Азия является одним из центров мировой цивилизации, где еще в древности возникли государства с высоким уровнем развития культуры. Серединное положение региона между Дальним и Ближним Востоком, а также Восточной Европой обусловило его важную роль в международных отношениях и торговле, сделало Среднюю Азию местом встречи разных народов и культур. Так, по Средней Азии проходил важный отрезок Великого шелкового пути из Китая в Средиземноморье. Через Среднюю Азию и Казахстан перекатывались волны мощных миграций и полчищ завоевателей, что влияло на состав населения, формирование его языков, культуры.

__________

Географическое положение региона

Средняя Азия и Казахстан — обширный регион площадью 4 млн. кв. км, в рамках которого сложилась единая историко-этнографическая область. Он простирается от Каспийского моря на западе до Алтайских гор на востоке, от Западно-Сибирской равнины на севере до Иранского нагорья и хребтов Гиндукуша на юге.

Большую часть поверхности Средней Азии занимают равнины, на которых расположены зоны степей, полупустынь и пустынь, переходящие на юге и юго-востоке страны в мощные горные массивы.

Большинство рек региона не имеют стока в Мировой океан. Две самые крупные реки — Амударья и Сырдарья — впадают в Аральское море, Урал и Эмба — в Каспийское, которое, как и Аральское, является огромным озером. Только реки северной части степной зоны — Тобол, Ишим и Иртыш — несут свои воды в океан. Остальные реки Средней Азии вообще в настоящее время не имеют стока. Они или полностью используются на орошение полей, или теряются в песках.

В долинах рек еще в древности населением региона был создан антропогенный ландшафт — оазисы, где процветали земледельческие общества. Земледельцы перенесли срок вегетации культурных растений на лето, который в естественных условиях приходился на зимний, более влажный период. Однако данное вмешательство в природные условия региона не нанесло вреда его экологии.

Этнический состав населения и особенности культурного облика региона

Средняя Азия является одним из центров мировой цивилизации, где еще в древности возникли государства с высоким уровнем развития культуры. Серединное положение региона между Дальним и Ближним Востоком, а также Восточной Европой обусловило его важную роль в международных отношениях и торговле, сделало Среднюю Азию местом встречи разных народов и культур. Так, по Средней Азии проходил важный отрезок Великого шелкового пути из Китая в Средиземноморье. Через Среднюю Азию и Казахстан перекатывались волны мощных миграций и полчищ завоевателей, что влияло на состав населения, формирование его языков, культуры.

Состав населения и особенности культурного облика региона

Население Средней Азии смогло освоить все экологические ниши региона и адаптироваться к самым неблагоприятным природно-климатическим условиям. Это определило главную особенность культурного облика Среднеазиатско-казахстанского региона, состоящую в тесном соседстве и взаимодействии двух типов цивилизации — оседлой и кочевой, скотоводческой. Первая сложилась в долинах рек и гор, вторая — в зоне степей и пустынь. На границах степей и долин возникло полукочевое хозяйство с различным соотношением доли земледелия и скотоводства. Оседлый образ жизни в регионе вели таджики, часть узбеков, часть туркмен, группы каракалпаков и киргизов, а кочевой и полукочевой — казахи, киргизы, каракалпаки, часть туркмен и узбеков. Этническая история этих народов — основных насельников региона — представляет собой сложный многоэтапный процесс, уходящий корнями в древнейшее время.

Кроме упомянутых крупных народов на территории Казахстана и Средней Азии проживают сравнительно небольшие по численности группы представителей других национальностей, основная масса которых находится за пределами среднеазиатских республик (дунгане, корейцы, уйгуры, арабы, белуджи, курды, ирани и др.). Некоторые из этих групп — среднеазиатские арабы, евреи, цыгане — переселились в регион еще в древности и раннем Средневековье, развившись в новых условиях в самостоятельные этносы. Ряд народов нашли в Средней Азии вторую родину только во второй половине XIX в.

Языковый и антропологический состав населения

В отношении языка коренное население Средней Азии представляет две большие языковые семьи — алтайскую и индоевропейскую. Первая семья представлена как восточной группой, к которой относится киргизский язык, так и западной, в которую входят казахский, каракалпакский, туркменский и узбекский языки. Для разговорных тюркских языков региона характерно наличие диалектов.

Индоевропейская языковая семья представлена в Средней Азии западной, северо-западной и восточной группами иранских языков. На них говорят таджики, среднеазиатские евреи, белуджи, арабы, цыгане, курды и др. Языковые отличия не были препятствием для контактов между народами Средней Азии, поскольку для многих районов было характерно двуязычие. Все старые тюркские языки были близки благодаря единой основе, общим литературным традициям и общей арабской основе письменности, что позволяло свободно читать и понимать любые тексты. Персидский язык являлся своего рода латынью Средней Азии, оставаясь языком науки, литературы, религии, власти.

Антропологический облик населения Средней Азии до монгольского нашествия был преимущественно европеоидным. 

Вместе с тюркскими этническими элементами стала проникать и монголоидность. В настоящее время "чистый" европеоидный тип представляют припамирские и горные таджики, сохранившие его благодаря изолированному проживанию высоко в горах. Небольшая монголоидность характерна для таджиков и большей части узбеков и туркмен. У каракалпаков, кочевых узбеков, казахов, а особенно у киргизов признаки монголоидности преобладают. Эти народы относятся к переходной южносибирской расе.

Религиозная ситуация в регионе

Религиозная ситуация, сложившаяся к началу XX в., характеризовалась господством суннитского направления ислама. Часть припамирских народностей являлась исмаилитами — приверженцами одной из сект шиизма. Среднеазиатские евреи исповедовали иудаизм.

Яркой особенностью среднеазиатского ислама явилось его укоренение в форме суфийской идеологии, которая стала распространяться с XII в.