Пасхальная неделя

Первая неделя после праздника Пасхи 

Праздничная неделя после Пасхи (Светлая Седмица), с ежедневными богослужениями, возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном. Вся неделя сопровождалась гуляниями молодежи, качанием на качелях, спортивными играми, угощениями, христосованием с родными и знакомыми. Особенно торжественно отмечалась вторая половина пасхальной недели. 

__________

Пасхальная неделя

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) - неделя после Пасхи. По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым. В Средневековой России широкое хождение имели рассказы о том, что Пасхальная неделя была одним днем - после воскресения Христова солнце не заходило восемь суток: первые два дня оно стояло на востоке, следующие три - на полудне, два - на закате, а на восьмой - зашло. 

Богослужения всех дней недели совершаются так же, как и в день Пасхи, лишь с некоторыми отличиями: служится пасхальная литургия с крестным ходом. Царские врата в церкви остаются открытыми всю неделю в знак того, что воскресший Христос отверз для верующих двери царства небесного. Крестьяне верили, что любой умерший в это время попадает прямо в рай, так как двери его открыты. По широко распространенным в 16-18 вв. апокрифам, на Святой неделе в аду утихают муки грешников; по одному из вариантов, покой грешникам дается с Чистого четверга по Троицу. Начиная с первого дня Пасхи и до праздника Вознесения Господня, на престоле лежит плащаница, символизирующая пребывание Христа после воскресения на земле в течение 40 дней. Всю неделю над деревнями не смолкал колокольный звон, в котором церковь видела знак торжества и победы над смертью и адом, а крестьяне приписывали ему способность оградить их от бед и воздействовать на урожай. Звон был развлечением и обязанностью мужской молодежи деревни, но на колокольне подчас собирались и старые и молодые, и мужчины и женщины. На протяжении недели священно- и церковнослужители вместе с прихожанами ходили по домам с крестом и иконами, служили пасхальные молебны. В западных и юго-западных губерниях в это же время ходили волочебники (см. Волочебный обход). 

В крупных, а особенно монастырских церквях с понедельника и во все дни Пасхи, после литургии, торжественно обносится вокруг храма с крестным ходом так называемый артос (по-гречески - хлеб), специально испеченный большой хлеб, на котором изображали крест с терновым венцом (символ победы над смертью) или образ Воскресения Христова; его освящали перед окончанием литургии в пасхальное воскресенье. Артос символизировал Иисуса Христа. По преданию, ученики Христа - апостолы во время совместных трапез оставляли за столом свободное место и клали перед ним хлеб - артос (который затем съедали) в знак того, что Господь зримо пребывал на земле и всегда незримо присутствует с ними. В последний день Святой пасхальной недели, в субботу, артос благословлялся и раздавался верующим. 

Начиная с Пасхи и всю Светлую неделю молодежь качалась на качелях, устраивала на улице гуляния и игры. В Сибири в понедельник пасхальной недели все мужики и молодые парни должны были по обычаю явиться к заутрене; того, кто не приходил, отыскивали и обливали водой. Также поступали в понедельник во многих местах Европейской России с теми, кто проспал "христовскую" заутреню на Пасху. Кое-где в первый день Светлой недели было принято ходить на кладбище христосоваться с покойными, но чаще этот обычай был приурочен к Радунице. Вторник назывался в народе "купальница", кое-где существовал обычай обливать водой проспавших заутреню. В Ярославской губ. в этот день девушки ходили "пряники ловить". Они становились в круг на церковной площади, а парни бросали в них конфеты и пряники. В Сибири со второго дня пасхальной недели начинались молодежные игрища: парни состязались в сбивании битой городков, играли в лапту, в карты, в бабки и т.д. В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы. 

Вторая половина пасхальной недели отмечалась особенно торжественно молодоженами, поженившимися после прошлогодней Пасхи, и их родней. Взаимные поздравления и угощения были посвящены переходу новобрачных в новое качество, приему их в круг женатых хозяев. Во Владимирской губ. в четверг молодые ходили "христосоваться" к тестю и теще и оставались у них погостить на два-три дня, после чего приглашали родителей молодой к себе в дом "на юнины". В Тульской губ. в пятницу, называемую здесь "прошенье" или "прошеный день", тесть с тещей звали зятя и его родных на "молодое" ("моленое") пиво. В Костромской губ. его варили в складчину, делили между соседями и пили, приговаривая: "Пиво - не диво и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога!". В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай "ублажать гордых": в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была "подходящая к дому", старались во всем им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома "окликальщиками" (см. Вьюнишник) молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось "вьюнинами". "Вьюнины" были важным переходным моментом в жизни молодоженов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог на долго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых ее частично освобождали в предшествующий период. 

Субботу в народе также называли "хороводницей", так как она была разгаром молодежного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили "с колоколами прощаться", так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал. 

В воскресенье Пасху провожали. Во многих местах воскресенье пасхальной недели, называемое Фоминым (см. Красная горка), отмечалось особенно ярко, к нему приурочивалось начало хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, праздничные гуляния и угощения девушек и женщин, обряды встречи весны (см. Кликание весны), а также молодежные или женские обходы дворов с поздравлением - "окликанием" молодоженов (см. Вьюнишник).