ПЕТРОВ ДЕНЬ (день апостолов Петра и Павла)

12.07.2017

Праздник христианской церкви, посвящённый памяти великомучеников  апостолов Петра и Павла, ревностных проповедников христианского учения. Петру, одному из видных учеников Иисуса Христа, была  отведена роль основателя церкви и главы одной из первых христианских общин.  Павел в миссионерских поездках  по Римской империи распространял учение Христа среди представителей разных народов, во многом способствуя превращению его в мировую религию. Подобно многим первым христианам Пётр и Павел приняли мученическую смерть по указанию императора Нерона.

Пётр и Павел относились к числу наиболее чтимых святых угодников. В традиционном сознании народа Пётр был покровителем хлебных полей и рыболовства. В некоторых поверьях  оба апостола хранят  ключи от царства небесного  и управляют местами обитания душ умерших.

Петров день считался большим годовым праздником и отмечался в течение двух-трёх дней. К нему готовились загодя: убирали и чистили избы, готовили еду,  варили пиво и  красили яйца в жёлтый цвет к праздничной трапезе. Особенно почитали его рыбаки, называя «ловецким» праздником: устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали деньги «Петру-рыболову на мировую свечу» и ставили её в храме перед образом святого. Угощение обязательно включало кушанья из свежей рыбы, выловленной накануне. Петров день  открывал начало летнего сезона артельной ловли рыбы.

В народном календаре этот праздник продолжал и завершал праздничный купальский цикл  и включал ряд обрядов и поверий, характерных для Иванова дня: коллективное купание в реках, ритуальное омовение святой водой,  разжигание  костров для защиты от нечистой силы, молодёжные гулянья. Считалось, что в этот день солнце «играет и ликует». Люди на рассвете  выходили на улицу «караулить солнце», чтобы увидеть его игру.

Петров день в большой степени сохранял значение праздника молодёжи. Ей отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действах, взрослое население и дети обычно выступали в роли наблюдателей. Характерной чертой праздника был обычай устраивать в ночь на Петров день ритуальные бесчинства. Сельская молодёжь, в основном мужская, совершала обходы деревень и посевов, гремя  бубенцами, заслонками, сковородами, с криками и громким пением под гармонь, с шумом и грохотом, отпугивая тем самым нечистую силу. Парни забирались во дворы односельчан, уносили хозяйственную утварь,  преграждали  улицы,  заваливали двери или растаскивали по округе  всё, что попадёт под руку: телеги, бороны, кадки; воровали в садах и в огородах созревшие плоды. Хозяева бранили молодёжь, но активных противодействий не предпринимали.

Считалось, что Петров день открывает вторую половину лета и поворачивает солнце на зиму: «Пётр-Павел день убавил». С него начинался новый этап сельскохозяйственных работ  – подготовка к жатве и уборке урожая.