Пинега - побережье Белого моря - Онега. Часть 1.

После однодневной остановки в д. Согра наш отряд двинулся дальше вниз по течению Пинеги, надеясь в течение дня преодолеть 70 км и достичь следующего куста деревень, расположившихся в устье р. Выя.

Однако мы столкнулись с неожиданной преградой - приток Пинеги река Илеша после продолжительных дождей оказался настолько полноводным, что форсировать его сходу оказалось трудновыполнимым даже для наших джипов. Поэтому было принято решение разделиться на два отряда: 1-й - это пилоты и журналисты, 2-й - это мы, то есть два этнографа и фотограф. Машины должны были найти обходные пути и подхватить нас вечером или утром следующего дня на Вые, куда мы намеревались доплыть на резиновой лодке с мотором. Суровая действительность внесла свои поправки в наши планы - доплыли мы только на вторые сутки, переночевав в единственном на нашем пути селении - лесном пункте Осяткино.

Второй отряд добрался до нас только на 5-й день, невероятные злоключения которого - это тема отдельного рассказа - навеяли "этнографические" мысли о том, что здесь не обошлось без участия местных колдунов - икотников. Как бы то ни было мы опять оказались в "культурном пространстве", то есть, в д. Окуловская, которая живописно раскинулась на высоком берегу Выи. И вновь мы погрузились в парадоксальный мир традиционной культуры, особое ментальное пространство, где леший уводит ребенка в лес, а милиция обращается за помощью к колдуньи, которая в свою очередь в полночь выворачивает одежду наизнанку и отправляется на перекресток - росстань, чтобы вызвать лешего и вернуть пропавшего. Мир, в котором до сих пор регулятором человеческих отношений выступает вера в порчу, сглаз, икоту, а общение с Богом происходит не только посредством молитв, но и через воздвижение по обету многочисленных крестов и часовен.

Из полевого дневника Баранова Д.А.

"…От зубной боли ловят таракана, заворачивают в бумажку какую-нибудь, ложат на больной зуб и говорят: "Как у таракана зубы не болят, так и у меня, раба Божьего чтоб зубы не болели"".

"Колдуны тяжело умирают - они мучаются за свои грехи, им нужны передать свою силу. Еще, говорят, прорубали над покойным потолок, чтобы душа его вышла, она не выходит, она не хочет из-за своих грехов встречи с Богом, это для нее тяжелое испытание на том свете. А потом еще брали от какого-то дома землю из-под венца, чтобы этот дом стоял на третьем месте, то есть, три раза переставлялся, и осыпали этой землей умирающего колдуна. Вот, я помню, у нас одна старушка умирала тяжело, нашли такой дом, взяли из-под него земли и посыпали ее - она умерла".

"Чтобы маленьких детей в доме не испортили, в порог втыкали иголки острием наружу".

"Моя прабабушка так еще лечила: если кто испортил, то она вырезала облик этого человека из лучинки, жгла его, потом на порог ложила с приговором, чтобы снять порчу".

"У нас корову "закрыли" - то есть ее сделали невидимой. Мы ее три дня искали - не могли найти. Моя бабушка пошла к колдунье, которая это сделала и говорит: "На, возьми платок и "открой" мне корову, я знаю, что это ты сделала". И ее нашли - она стояла под елкой, там сто проходили и не видели ее. А тут стоит и, главное, сухая вся, а ведь три дня дождь лил".

. . .

В деревне Окуловская мы были радушно, без лишних вопросов приняты семьей главы волости Дунаева Виталия Степановича. Радио, телевизор, трактор во дворе - внешние приметы современного мира. Но люди…Во время общения с ними мы вновь оказываемся во власти ощущения прикосновения к чему-то непостижимо архаичному, где любое произнесенное вслух слов может материализоваться (слова вещать и вещь этимологически связаны), где в любой момент может произойти прорыв иного, потустороннего в наш освоенный мир в специально отведенных для этого культурой точках пространства: на перекрестке, в печной трубе, в окне, бане…

Фото

Пинега - побережье Белого моря - Онега. Часть 1.
Пинега - побережье Белого моря - Онега. Часть 1.

Из полевого дневника Баранова Д.А.

"…Моя свекровь прокляла моего ребенка во время родов. Она сейчас живет - мучается, я ее не трогаю. Мой муж похвастался ей, что я уже третьего ребенка рожаю - а она меня не любила, - вот и испортила.".

"Нельзя ни в коем случае ругаться и лешего поминать, особенно когда печка топится, труба открыта, когда горячие угли, когда дверь открыта…И через печку можно сделать что угодно, когда затопишь печку, все с дымом уйдет. Например, ты давно человека не видел, ты по нему соскучился, ты только в печку его позови, он тут же приедет, услышит и приедет…".

Местная традиция вновь подтверждает живучесть мифологического мышления, предполагающего выработку особого отношения человека к окружающему миру, отношения, выстраиваемого по модели диалога с природой как равноправным партнером. Отсюда и формула поведения - главное не переделать или покорить природу, а договориться с ней, найти общий язык с ней.

Многочисленные мифологические персонажи русских быличек, регламентация общения с ними - все это результат подобных ментальных установок.

"…В лесу лесной живет. Тут много чего в лесу ходит. Люди видели, как какие-то мужики с торбами ходили над лесом с колпаками на головах. Бог ты мой! Как медный котел начищенный блестели эти колпаки!".

"Когда я в лес захожу, я помолюсь лесному духу и попрошу его: "Лесной дух, прими меня. Подари мне подарки свои, дары свои". Попрошу его и всегда поблагодарю его.

В доме у меня был домовой - он шалил страшно, причем это она была, а не он. Когда я уезжала, то оставила колоду карт на комоде. Когда обратно приехала, то там на картах был запутан вот так длинный черный волос. Ночью она гремит в коридоре, сапоги бросает, то постучит, то на одной ноге по матице (брус, держащий потолочины) попрыгает - это к гостям прыгает.

У нас здесь домового в новый дом не переселяют - он сам там селится, когда, наверное, печку сложат. Когда вселяются в новый дом, у него просят разрешения: "Жихарко-ботанушко, пусти на подворьюшко детушек, курочек и там кого еще" - вот так приговаривают, я сама слышала.

А в бане баньша живет, в амбаре амбарник. Их нельзя злить, нужно к ним по-доброму относиться. Жихарьке на чердак нужно кусок хлеба закинуть, когда уходишь из дому, в бане горячую воду оставляешь, мыло".

"У нас пожар тушат так: загорится дом, женщина какая-нибудь разденется донага, распустит волосы, возьмет иконы и по солнышку обойдет вокруг дома. И стразу огонь и искры вверх уходят, а соседние дома не загорятся. А еще бросают в горящий дом пасхальные яйца - и огонь утихнет".

Продолжение следует...