Пинега - побережье Белого моря - Онега. Часть 2.

За четыре дня, что мы провели на Вые, нам удалось записать множество быличек - мифологических историй, героями которых стали многие местные жители.

Это еще один феномен традиционной культуры, лишний раз свидетельствующий, что грань, отделяющий этот мир от иного чрезвычайна тонка - в любой момент может произойти ее разрыв, который в быличках всегда маркируется словом вдруг.

Одна из самых интересных фигур в северорусской деревне - это пастух. Это классический медиатор, осуществляющий связь между этим и иным мирами. До сих пор в здешних местах пастухи перед пастьбой заключают договор с лешим, который после принесенной ему жертвы (яйцо, рубаха, хлеб и т.д.) пасет вместо пастуха. Совхоз такому пастуху платит гораздо больше, чем "незнающему".

Самое удивительное, что иногда пастух говорит хозяевам, что их корова обещана "лесному хозяину" - и действительно, именно эта корова оказывается задрана медведем - считается, что леший в образе медведя берет себе то, что было ему обещано.

Из полевого дневника Баранова Д.А.

"…Здесь раньше пастухи были, их нанимали, они пасли коров. Был у нас один какой-то дед. Вот коров начнут выгонять, он становился у ворот, что-то делал и потом говорил, что коров никто не тронет. И действительно, коровы были целы Но не дай Бог его разозлить, его всегда угощали, давали ему подаяние. Одна женщина несла связку калачей, шла мимо этого пастуха и не угостила его. И у нее прямо у деревни медведь корову задрал. И медведь тут не хаживал никогда. Он очень много знал, мог свадьбу остановить - едет свадебный поезд, и вдруг кони как вкопанные встают и не идут дальше. Пока ему сто грамм не поднесешь - только тогда кони пойдут.

Был другой - пришлый, пастух. Один раз он пошел в лес за ягодами и вдруг увидел, как на него "стадо" червей по тропинке ползет. Он достал платок, собрал в него червей и завязал в узел. Вернулся домой, положил узел на печь, высушил их и у него появилась сила. Он уволился из механизаторов и пошел в пастухи. Этих червей он во время первого выгона коров закопал под забор и так пас коров 5 лет. А вернее - не пас. Утром выгонит стадо в лес, а сам вернется домой и на печку завалится и ни одна корова не пропала за все это время. Много раз наблюдали, как медведь ходит по стаду и не видит коров - они ему камнями кажутся, так и коровы не видят медведя.

Он колдуном был - ему нельзя было бриться, стричь ногти, спать с женщиной, есть "черные" ягоды. А потом был пожар - пол деревни сгорела и сгорели его черви под забором, так он как невменяемый 3 дня был: катался по земле, кричал. А потом болезнь ушла, но и сила вместе с ней вышла. Сейчас он опять на тракторе работает в совхозе. Колдунов у нас всегда на свадьбу приглашают, чтобы не обиделись. Их нельзя забывать".

"Я слышала от бабушки, что человек произошел не от обезьяны, а от медведя. Когда я была маленькой, я вернулась из школы и говорю бабушке, что по теории Дарвина мы произошли от обезьяны. А она сказала, что быть такого не может, человек от медведя произошел".

Фото

Любой культурой устанавливаются особые дни в году, когда поведение человека приобретало знаковый характер: любой его жест, слово могло повлиять на ближайшее будущее. С другой стороны, весь мир начинал восприниматься как некий текст, правильное прочтение которого обеспечивало узнавание своей судьбы. Так, по рассказам пинежских бабушек особым днем считался Чистый четверг последней недели Великого поста.

"Мутовки-то на Великоденный четверг делали до восхода солнца, чтобы сметана была хорошая да масло водилось. У мутовки 5 рожков, приговаривали:"мутовка - размутовка, мутовка - размутовка, мутовка". До восхода мы, девки, ходили в этот день снег пахать (мести снег) веником. Кого встретишь первым - как его зовут, так и жениха звать будут. А еще мы раздевались донага, первый блин клали на голову, выскакивали на улицу и у первого встречного мужчины спрашивали имя, чтоб узнать, как будут звать будущего мужа. Гадали на будущего мужа так: в полночь забегали в баню или овин, открывали окно, задирали подол и выставляли голый зад или перед на улицу - ждали, какая рука погладит: лохматая - будет богатый муж, голая - бедный".

"Кто церковь разрушал, того Бог наказал. Кто без рук, кто без ног, кто ослеп - Бог наказал. Я в школу ходила, когда колокольню уронили, мы выбежали, страшно испугались - как будто земля вся задрожала, а пыли сколько, а галок! Это я помню хорошо.

У нас тут много часовенок поставлено по обету, туда ходим молиться. В д. Новинки была часовня, там находился Николай Угодник, Его привезли откуда-то снизу. Он плыл и вдруг напротив ручья, который Становой называется, он встал и никак его не могли с места сдвинуть. Вот его в церкви и поставили. К нему издалека с низу приходили, из Карпогор (80 км). А церковь как разбили в 1937 г., его унесли в часовню, два раза горела часовню, а он - нет. Но на третий раз он все равно сгорел.

А вот еще в Гаврилове (в 15 км) стоит часовенка - она уж вовеки стоит. Она в лесу глухом стоит - в суземе. Про нее легенду рассказывают. Ходил какой-то странник и ему во сне приснилось или как, что надо в лесу часовенку построить. Вот он и поставил ее в глухомани. Мы до сих пор туда ходим за водой - часовенка на ручейке стоит".

Продолжение следует...