Пинега - побережье Белого моря - Онега. Часть 3.

Приведенные тексты из полевого дневника свидетельствуют о существовании в сознании человека христианских и языческих представлений, причем они не исключают друг друга, а сосуществуют по принципу дополнительности.

В науке подобное явление получило название "народное православие".

Здесь, на Вые, переправившись на другой берег, мы нашли в глухом лесу на "росстани" часовню св. Георгия и огромный обетный крест. В часовне помимо обычных атрибутов интерьера - икон, "пелен", свечей, религиозной литературы, записок, мы обнаружили языческий заговор "на богатство, на 5 рублей": "Встану благославясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами. Пойду на море купцом, возвращаюсь на соболь молодцом. Приношу домой клад. Дай Бог столько денег, чтобы некуда было класть. Аминь, аминь, аминь."

Наконец, мы покидаем гостеприимную Выю, даже слишком гостеприимную, если вспомнить, что вместо планируемых пары дней мы задержались здесь почти на неделю, и отправляемся дальше вниз по Пинеги до деревни Городец, что в 80 км отсюда. Тут нам везет на встречу с удивительной бабушкой - Александрой Яковлевной 1920 года рождения.

Есть почти в каждой деревни люди, которых мы называем культурными лидерами - они являются хранителями традиций, своего рода "экспертами", с одной стороны, и медиаторами, посредниками между мирами, к которым прибегают за помощью - с другой. Как правило, это одинокие люди, и ущербность их семейного статуса с лихвой компенсируется компетентностью во всех сферах жизни и неординарностью личности. Наша бабушка - из таких.. Она знает свадебные песни и заговоры, частушки и игры, гадания и приметы.

Из полевого дневника Баранова Д.А.

"…Вот собираются парни и девки на святки в избе, берут стакан с водой, опускают туда колечко и проклинают двери и окна и смотрят в стакан. И там кто покажется, то жених, а то и черт. Главное, чтобы в полный рост не показался, а не то умрешь. У нас одна гадала так, так ее потом нашли мертвой - она вся растрепана была.

Фото

Брали блюдо, наливали воду, писали записки с названием деревень и клали с краю. Потом пускали зернышко по воде и смотрели, к какой деревне пристанет, туда и замуж выйдешь.

Или когда ложишься, то делаешь колодец - кружку и лучинку сверху и говоришь: суженый-ряженый, приди, коня напои.

Тут икотники живут - икоты насылают. Чтобы избавиться от икоты, нужно шилом кровь "достать" у икотника (колдуна) - и тогда болезнь уйдет.

От зубной боли нужно говорить: "Месяц-месяц, где ты был? - на том свете, что ты видел? - мертвецов. Как зубы омертвели и не болят у мертвецов, так бы и у меня бы, раба Божьего, омертвели и не болели". "Болели зубы год, болели зубы два, стало бабе легче - держи х… крепче!"

От "ураза" (пореза или ушиба) нужно говорить следующие слова три раза: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий! Помилуй нас, грешных. Встану благославясь, выйду перекрестясь, из избы дверями, со двора воротами. Выйду на восточную сторону. На восточной стороне есть синее море, за синем море есть три девицы: Марина Магдалина, сестры Лазаревы. Одна ураз снимает, другая кровь унимает, третья опухоль снимает с рабы Божьей. Будьте мои слова крепки и верны. Во веки веков, аминь, аминь, аминь".